В принципе, чтобы отразить философию школы Баухауз, достаточно было бы опубликовать две картинки рядом - как говорится, sapienti sat.
Картинки вот какие:
Но про Bauhaus хочется говорить, хотя сказано о нем немало. В принципе, именно благодаря Bauhaus те предметы, что окружают европейских людей сейчас (от архитектуры до кухонной утвари) выглядят так, как выглядят. Конечно, история ХХ века помнит множество гениальных дизайнеров и архитекторов, но влияние Bauhaus на весь современный дизайн трудно переоценить.
Кстати вот эта треугольная вещь вверху справа - это колыбель!
Отцом основателем Bauhaus (высшей школы строительства и художеств и одновременно архитектурно-художественного объединения) по праву считается Валтер Гропиус, который создал учебное заведение в 1919 году в Веймаре. Главной идеей Bauhaus стало совмещение искусства и технологий. Искусство должно стать частью жизни, бытового дизайна, а бытовой дизайн должен быть максимально ориентирован на человека: не только на его удобство, но и на эстетические потребности.
Мощное влияние на деzтельность Bauhaus оказывали формалисты и художники-авангардисты, преподававшие там по приглашению Гропиуса. Кстати, преподавал в Bauhaus и Василий Кандинский (в начале поста - его картина, названная «Качающееся»). Кандинский преподавал несколько курсов, в том числе и «Цвет». В своем учебном плане Кандинский не только говорил о психологии восприятия цвета, сочетаниях и цветовой композиции, но и проассоциировал геометрические фигуры и цвета: синий круг, желтый треугольник.
Задания студентам предоставлялись самые разнообразные. К примеру, требовалось изобразить натюрморт, но постараться постигнуть внутренние связи между предметами, их сочетание, а не только «сфотографировать» объекты - так студенты должны были понять абстракцию. То есть не от выдуманных вещей - к абстрактным рисункам, а от реальности - к ее символическому изображению!
Склонность к геометрическим абстракциям не раз проявлялась в творчестве выпускников и преподавателей Bauhaus.
Объектом такого творчества могло выступать буквально все - от мебели (мебель для столовых и коридоров учебного заведения студенты, к слову сказать, проектировали сами) до архитектуры.
Вот так выглядел стул, созданный в Bauhaus в 1927 году! Согласитесь, если не указывать дату, кажется, то это просто один из обычных офисных стульев примерно нашего времени, плюс-минус 5 лет. А ведь не было бы Bauhaus, не было бы и таких «обычных» стульев.
После 1925 года организация перемещается из Веймара в Дассау и направление работы и творчества немного меняется. При сохранении всех художественных принципов, студенты пытаются сделать свои творения доступными для промышленного производства, появляется больше метала, прослеживается ориентация на масштабный «тираж» изделий.
Кстати и для архитектуры Bauhaus сделал немало, вплоть до застройки целых кварталов.
Бруно Тауту, одному из преподавателей, принадлежала идея «тотального произведения искусства» Gesamtkunstwerk - так он назвал то, что лежало в основе многих работ школы: совмещения искусства, архитектуры, практической функциональности в единое целое.
Основные черты предметов, вышедших из мастерских Баухауз: элементы геометрической абстракции, прямоугольные формы, «чистые» цвета (их всего использовалось небольшое количество), формализм, схожесть с работами, к примеру, художников-формалистов, новый подход к пластике и композиции.
В 1933 году школа была закрыта под давлением фашистов.
За что стоит сказать спасибо Bauhaus? За обои с мелким рисунком, напоминающие текстуру ткани (и за обои под покраску, кстати, тоже). За складывающуюся/раскладывающуюся мебель, все эти табуретки и стулья, которые вмещаются один в другой и очень функциональны (в принципе, за современную офисную мебель, в некотором роде). За огромный вклад в развитие архитектуры, точнее за то, что направили всю европейскую архитектуру в определенное русло.
Понравилось? Приглашаю Вас посетить
свой сайт, на котором Вы найдёте много новых и интересных публикаций и обзоров из мира творчества, дизайна и искусства.