МЕДИТАЦИЯ

Jan 22, 2020 12:36




В новейшее время понятие «медитации» обросло массой  суеверий, если можно так выразится. Наша эпоха столкновения культур и  пришествия с востока коммерчески осмысленных на европейский лад терминов  йогических и буддийских учений, придает некоторым простым и  общезначимым религиозным практикам налет магического мистицизма и  оккультизма, который может оттолкнуть читателя, критически настроенного к  массовой культуре.
А между тем, изначальный  латинский смысл слова «медитация» заключается в размышлении или, уточняя  - сосредоточенном размышлении.
Христианское богословие и  европейская наука критически, а порой и скептически относятся к  результатам внутреннего, субъективного опыта человека и его переживаний.  Христианская теология - потому что спасение человека зависит от Бога  спасающего и веры в жертву Христа, а не от человеческих дел,  способностей и мистических переживаний. Европейская наука - потому что  субъективный опыт имеет главный признак ненадежности по критериям науки -  отсутствие повторяемости, не-верифицируемость, его индивидуальность и  не-проверяемость.


Восточные же учения сделали основную ставку на  субъективный опыт и субъективное «спасение» человека от страданий, а  потому их описание психических техник и практик медитаций значительно  более детализировано и может послужить основой для систематизации и  практического осмысления если не в теологическом плане, то в  инструментальном, как часть психического опыта человека, порой весьма  полезного.
Итак, латинским словом «медитация» обычно переводят  совокупность йогических терминов, описывающих практику психического  сосредоточения.
Если взять за исходную терминологию деление ступеней  йоги, изложенное в классической «Йога-сутре» Патанджали, то можно  выделить четыре ступени практики сосредоточения, среди которых третья  ступень обычно и называется медитацией.
Ступени эти таковы:
1.  Пратьяхара. Практика отвлечения чувств от внешних объектов. Можно было  бы назвать образно такое состояние «потерей интереса к суете».
2. Дхарана. По-русски это концентрация. Усилие воли по собиранию ума к одному предмету внимания.
3. Дхъяна. Наиболее адекватным переводом на русский язык будет слово созерцание.
Именно  дхъяна (санскрит), джана (пали), чань (китайск.), дзен (японск.) стала  «визиткой» буддийских учений, зачастую так и называющихся.
Описать эту практику можно как сосредоточенное состояние ума, не привязанное к объектам созерцания.
4.  Самадхи. Или полная сосредоточенность успокоенного ума, не требующая  усилий и ведущая к череде инсайтов и прозрений, в зависимости от  направления внимания.

В отличии от сторонников восточных учений,  мы не будем описывать результаты этих прозрений как «просветление» или  «освобождение», и применять к ним эмоциональные характеристики, которые  свойственны мистикам. Формально мы не имеем права давать психологическим  впечатлениям онтологический статус (то есть из субъективных ощущений  делать выводы об устройстве бытия).
Скажем только что переживания эти  имеют значительное влияние на самосознание и самоощущение человека до  такой степени, что в состоянии экзальтации практикующие склонны терять  критичность в оценке их статуса, что в практике православного  подвижничества называется "прелестью".
Это, однако, не повод для  отвержения практики медитации, но повод к внимательной самокритичности и  памятованию о том, что наши субъективные ощущения не имеют критерия  истинности и могут легко нас обмануть.
Если помнить о том, что  человек спасается благодаря Богу, а не благодаря "просветлению",  медитация может быть полезна и ценна как инструмент духовного развития  (само и Богопознания).
#медитация #йога #джана #чань #самадхи

чань, медитация, #йога, #медитация, дхъяна, #самадхи, дзен, #джана, йога, #чань, сосредоточение

Previous post Next post
Up