Давно обдумываю полухудожественный жанр самопознания, в котором мог бы, через воспоминания, не просто лучше разобраться в происхождении убеждений, но и попробовать в более доступной форме передать мировоззренческие идеи.
Ввиду отсутствия литературных талантов буду делать это по программе "как есть" - что получилось, то получилось, так как продукт этот не коммерческий, никаких претензий на высокий стиль не имеет. И правиться будет по мере перечитывания. Я часто прибегаю к такому способу по причине отсутствия времени и редактора.
*Николай Бердяев, в 1940 году написал книгу под названием "Самопознание", по поводу которой кто-то из философов жаловался что в ней нет никакого самопознания, а есть скорее автобиография и воспоминания. Тем не менее, название броское и глубокое, так что попробую им воспользоваться и немного написать в том же формате.
Вот как сам Бердяев писал о замысле книги:
"Если это и будет автобиографией, то автобиографией философской, историей духа и самосознания. [...] Между фактами моей жизни и книгой о них будет лежать акт познания, который меня более всего и интересует. [...]".
Что ж, идея прекрасная и я попытаюсь воспользоваться ей в качестве попытки разобраться в тех смыслах, которые составляют сейчас мою интеллектуальную заботу и работу.
Прочитать кое-что из моих воспоминаний будет интересно коллегам и ровесникам. Мы все через это проходили так или иначе.
*
Мои политические убеждения детских лет, как и у большинства детей Советского Союза, формировались телевизором, радио, родителями и школой.
Я не помню, что бы когда-то родители иронизировали над "партией и правительством" или "генеральным секретарем ЦК КПСС". Возможно ввиду их полной аполитичности и традиционной патриотичности, они никогда не обсуждали политические вопросы, по крайней мере в моем присутствии.
Я даже подозреваю что они искренне верили всему, что передает телевизор. Скорее всего эта вера передалась и мне.
Информация о том как и когда наши деды и прадеды пострадали в революцию и коллективизацию не обсуждалась никогда, да и было это слишком давно, так что из памяти стерлось или подавилось.
Уже только в постперестроечное время я узнал что прадед по материнской линии погиб при насильственном "раскулачивании", так как он имел какое-то небольшое частное дело на уровне своего двора.
Об этом я ничего не знал, да и вообще детство проходило в условно счастливом неведении относительно реального состояния государства и режима.
Дети до подросткового возраста не задумываются о политике и свободе слова, о правах человека и социальной справедливости.
Мы не бедствовали и не богатели. Жили у моря, все лето я проводил на "огородах" с друзьями и на городском пляже - ловил "зеленуху" с причала.
Повзрослев до среднешкольного возраста, я уже вспоминаю как втянулся в привычную советскую пропаганду - весь капиталистический мир загнивает и стремиться нас обидеть.
А мы "красные и пушистые" несем миру освобождение от капиталистического рабства, от торжества милитаристов и НАТО.
Что такое НАТО я, конечно, не знал. Но представление о чем-то враждебном и злом имел.
Помню, мой одноклассник рисовал в тетрадке злого человечка, у которого в каждой руке по пистолету, автомату, ракетам и прочим "страшностям". Даже во рту что-то было, хотя может это были нарисованы усы, почему-то на кавказский манер.
И вот под этим вооруженным до зубов злодеем была надпись крупными буквами - НАТО.
А ещё я помню как на вопрос мамы, какой тебе ковер повесить на стену над кроватью, я попросил вместо ковра политическую карту мира.
Тогда делали "ну очень политические карты", где планета делилась на два типа стран - разрисованных красным (розовым) цветом, и остальными бледными цветами другой тип стран. Красно-розовым тогда отмечали так называемые страны "соцлагеря".
Так вот, я очень любил изучать политическую карту мира и "взвешивать", сколько ещё стран мира надо зарисовать красно-розовым, что бы пространства "наших" было больше, чем "буржуев".
С детским простодушием я верил что "наши" несут миру освобождение от рабства, эксплуатации, несправедливости. Что "наши" - самые благородные. Они никогда не нападают, не мстят, не захватывают. Они только приходят на помощь. Современный циник Сергей Шнуров так это выразил в одной классной песне, к сожалению не цензурной: "А мы х-рим только светом". Точнее и не скажешь.
Я верил что мы - самые лучшие. А там, где-то за "морем-окияном", люди страдают и мучаются, в ожидании избавления от власти буржуев через мировую революцию.
Я сейчас даже не могу сказать, откуда я все это знал. Не помню что бы в младших классах о таком рассказывали детям.
Наверное из телевизора.
А в совсем младшем возрасте я очень любил советские фильмы про войну, про революцию, про "Павку Корчагина", "Штирлица" и всяких красноармейцев в будёновках. Кажется, у меня и сейчас где-то сохранилась моё фото в будёновке.
Так же я очень любил революционные песни из фильмов, особенно одну, где есть слова "там в дали за рекой, зажигались огни, это белогвардейские цепи" (может и не точно, но уверен что старшее поколение узнает что за песня).
Я был настоящим патриотом. Патриотом по простоте душевной, и патриотом не только родины, но и политического режима.
Я помню, как уже в средних классах, когда умер наш дорогой Леонид Ильич, мы с друзьями, переходя дорогу у школьного моста, забылись и беспечно смеялись по какому-то поводу. А потом вспомнили что траурный день и смущенно оглядывались, нет ли осуждающих взглядов.
Так было в детстве, а детство мое приходится на 70-80 годы.
Интересно что было в те времена с моим восприятием музыки, ведь именно с музыки, на мой взгляд, начался мировоззренческий переворот вкусов и убеждений.
Мой отец всегда любил, и до сих пор любит больше всего, песни Высоцкого, и Высоцкий был, по сути, единственным, кого он слушал и уважал в жизни.
И с этим не поспоришь. Высоцкий для советского человека - это "наше все".
Все остальные записи на магнитофонных бобинах, проигрываемых на "катушечнике" "Маяк-203",
были записаны на усмотрение нашего поселкового музыкального босса - Шадуры старшего, отца одноклассника моего брата. К сожалению, не помню его имени, но Шадура сидел в левом окошке кинотеатра "Южный" и записывал магнитофонные катушки заказчикам. Причем он неплохо разбирался в музыке и был в курсе новейших достижений музыкального искусства запада.
Так вот, в детстве я увлекался исключительно благородной классической музыкой в электронном исполнении. Я помню что у родителей в сборниках были всякие исполнители, в том числе модные - АББА, Бони-М, Смоки ("Воткенайду?!"). Но не они меня "цепляли". Мне очень нравилась инструментальная музыка. И нравится до сих пор. Там были несколько переложений классики оркестрами типа Поля Мориа. Ещё тогда были в хитах два произведения западных "электронщиков" - это "Сувенир из Рио" группы Спейс (уж извините что я по-русски пишу), и такая странная композиция, начинавшаяся с интересного барабанного ритма, которая, как я потом узнал, называется "Магнитные поля" Жана-Мишеля Жарре.
Я заслушивался этими пьесами, а также ещё несколькими переложениями классических произведений для современного оркестра или электронных синтезаторов. Вот это было "мое все".Чуть позже я разобрался что электронная музыка совсем не ограничивается несколькими композициями в отцовских сборниках, а есть целые шикарные "альбомы" - пластинки, состоявшие из такой музыки - и пластинка группы "Спрейс" с красивым Дидье Маруани на обложке, и целых две пластинки советского аналога "Спейса" - группы Зодиак, которая хотя и была по срокам вторична, но не уступала в мелодичности и красоте. Это было мое счастье. Я "затер" иголкой проигрывателя несколько дисков.
Однако, я отвлекся.
Так вот, эта особенность воспитания или природы, давшая мне такую необычайную любовь к инструментальной музыке, сказалась и в моем стойком сопротивлении "тлетворному влиянию запада". Во времена, когда большинство моих одноклассников уже слушали Deep Purple, AC/DC и Iron Maiden, я упорно сопротивлялся и относился с презрением к этим явлениям разложения нравственности, деструктивности и развращенности общества потребления. Может кто-то прочитал мне пропагандистскую брошюрку про западную музыку?
Я даже не могу объяснить, откуда взялось это осуждение.
Помнится, я грозился побить брата, когда он, более смышленый и открытый, начал увлекаться "тяжелым роком".
А для меня даже увлечение Modern Talking и Bad Boys Blue было синонимом предательства родины. Что уж говорить о "металле"!
Вот таким я был патриотом и "совком", в самом забавном смысле этих слов.
И что же случилось дальше?
После упорной и продолжительной борьбы я наконец сдался.
Как сейчас помню, как на городском пляже я не выдержал и стал подпевать знаменитому хиту 85 года "Шери шери лейди" Модерн Токинг.
"Не вынесла душа поэта". Я сорвался. Записал весь альбом на катушку и слушал, слушал, слушал. Потом следующий.
Через год-другой я "докатился" до Арии и Круиза, так как их крутили на поселковой дискотеке вечерами, и я не мог никуда спрятаться от громкой музыки, доносившейся из окна. Издалека "метал" не звучал так брутально и был даже очень мелодичен. Запад постепенно проникал в совка.
Ну и покатилось. И катилось до самого Pink Floyd, благодаря которому я понял что рок-музыка это не только развлечение и совсем не "легкое чтиво".
Потом, переварив всю легкую музыку, я докатился и до тяжестей Helloween, Manowar, King Diamond и тому подобное.
Все эти названия известны и понятны ровесникам. Возможно даже барышни ровесницы их помнят.
Однако разговор не о перечне музыкальных увлечений.
Разговор о том, что с этим эстетическим вторжением западной культуры произошел и мировоззренческий переворот.
И вот с чего он начинался.
В эпоху, когда появились кассетные магнитофоны, пришлось и мне переходить на кассетник.
Этот переход был падением качества, против бобинника, но давал потрясающую мобильность, скорость обмена данными и т.п.
Обзавелся и я кассетным магнитофоном, и даже, ездил с ним в Минск со школьной экскурсией. Тогда это случалось.
Так вот, кроме приятностей, с этим кассетником начались и муки.
Оказалось что наши советские кассеты фирмы "Свема" являли собой источник технических мучений.
Они были, во-первых, получасовые, в то время как альбом любой группы в среднем был продолжительностью 40 минут и более, так что весь альбом не помещался на одну сторону, что было очень неудобно. И во-вторых, эти кассеты были ужасного качества. Они скрипели, гудели, шуршали, мазали головку магнитофона, "жевали" пленку.
Это бы не так возмущало, если бы мы не знали, что у избранных счастливцев есть в коллекции одна-две кассеты "фирменные" - как правило японской фирмы Sony. Как мы завидовали этим кассетам!
Они были продолжительностью 45 минут, не скрипели и не жевали пленку.
И вот он, старт переворота сознания!
Как же так? - думал я. Почему кассета, сделанная в стране развитого социализма, никуда не годится, разве что чертей мучить, а японские капиталисты, которые, по уверениям телевизора, уже кончаются и загибаются, делают кассеты великолепного качества? Как так получается?
У меня не сходилось. Не говоря уже о талантливости музыки, её потрясающей красоте, силе.
Я понял что мои любимые герои вовсе не парни в будёновках, а музыканты - Роджер Уотерс, Дидье Маруани, Девид Гилмор.
Все - вполне себе такие капиталисты!
Кстати, я сейчас поднял глаза и увидел высоко на полке, над монитором когда-то давно повешенный портрет Роджера Уотерса (Pink Floyd).
Прошло 25-30 лет, а он до сих пор мой герой! Я до сих пор люблю и ценю его музыку!
Вот каков мой ответ тоталитаристам и совкам всех времен и народов - хотите завоевать мир? - Завоюйте сердца через музыку!
Но вы не умеете.
Итак.
Я начинал осознавать что живу в мире лицемерия и обмана.
Я не помню и не понимаю, почему мы в школе не обсуждали политических вопросов со сверстниками. Кажется вообще не было такой области жизни. Потому прозрение мое началось вот с такой странности - с двух кассет, лежащих рядом - кассеты шосткинского производственного объединения "Свема" и японской кассеты "Sony".
Я подозреваю что с детства имел какие-то заторможенные темпы формирования личности. Например, не ходил на дискотеки, позже всех и отдельно "покрестился в комсомол", так и не завел романа в школе, хотя был сильно влюблен.
Потому, отставая от сверстников, мне приходилось все постигать самому. И в то время, когда они уже все знали про взрослую жизнь, я только формировал свои убеждения. Да и по сию пору продолжаю этим заниматься, так и не став взрослым.
Может в этом и есть мое спасение от власти "совка"?
Ведь многие так до сих пор и маршируют в своей душе, не оторвавшись от безопасной стадности?
Так, с осознания обмана начался путь к либерализму.
Путь к свободе начинается с осознания оков.