Национальный кризис у национального лидера. Что дальше?

Jul 14, 2009 10:21


России нужна «Программа среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники»!

Нынешняя «Беловежская Россия» рождения 1991 года - это громадная раковая опухоль. Она состоит из гнили, из метастаз самой гнусной преступности верхов. Надежды на то, что эта зловонная масса сама собой превратится в настоящую державу - надежды совершенно глупые. Скажите на милость, разве может развиваться страна, где правят грабители и бандиты? Где «силовые структуры» и прокуратура - это просто организованные криминально-воровские группировки, политики - продажны и берут взятки, а министры рассматривают государство как объект наживы? Это - уже виртуальное государство, где вот уже много лет не делают, а только имитируют работу, где вместо космоса снимают клипы о космосе, где, как сказал выдающийся современный философ Александр Зиновьев, падение в бездну выдают за невиданный взлет?

Итак, РФ - это сегодняшний Китай эпохи поздней династии Цин. Это - безнадежно больное государство.

Заря нового века открывала для России манящие перспективы. Казалось, созревает все для нашего исторического реванша за страшное национальное поражение 1991 года.

Все складывалось как нельзя лучше. Мировые цены на нефть взмыли ввысь, переполняя бюджет страны на несколько лет вперед. Впервые с советских времен у государства образовался «сундук сокровищ» на добрых 150 миллиардов долларов - «лишних», сверхплановых. О таких запасах могли только мечтать и Андропов, и Горбачев. Имея такой запас, Советский Союз в середине восьмидесятых уверенно выиграл бы Холодную войну и продиктовал Соединенным Штатам условия капитуляции.

В стране ощущалась какая-то тяга к порядку и норме. Помните заседание правительственной комиссии по оперативным вопросам 7 декабря. Зал замер в изумлении, когда первый вице-премьер Аксененко призвал всех полистать труды русского философа Николая Бердяева. Познакомиться с его мыслью о том, что за страну и ее крепость отвечает прежде всего аристократия. Именно ее лень, безволие и продажность привели Россию к страшным потрясениям после 1917 года. Николай Аксененко обратился к алюминиевым магнатам: вы претендуете на роль нынешней аристократии. Так будьте добры, отвечайте за Россию, и в погоне за прибылями не забывайте о нуждах страны. Иначе вы ее потеряете.

Открывающиеся перед страной перспективы видели мы. Но в Кремле смотрели на вещи совершенно иначе. И замаячившие перед русскими шансы спустили в унитаз. Они поставили во главе страны стаю серых, невзрачных - но очень алчных людишек с кругозором чиновников и кагэбешников районного масштаба. И эта стая сгубила открывшийся шанс.

В 2001 году страна отдала 14,5 миллиардов долларов. В 2002 - 14,2 миллиарда. В 2003 - 19,5, в 2004 - не менее 16 миллиардов «зеленых». В 2005 году бедная наша страна оторвет от себя еще 18 миллиардов долларов. Итого - 82,2 миллиарда долларов за пятилетку! Хотя, по некоторым оценкам, правительство работало с опережением и ухитрилось отдать гораздо больше - все 90 миллиардов. А потом предстоит еще одна пятилетка, в которую годовые платежи за разворованные правящей шайкой займы не опускаются ниже 10 миллиардов долларов в год.

Это - деньги, на которые Россия могла бы построить себе совершенно новую энергетику и систему всеохватной спутниковой связи. Или флот воздушно-космических аппаратов, не имеющих аналогов в мире. Или завоевать все рынки Востока своими атомными авиалайнерами, гидросамолетами и спутниковыми услугами. Или полностью покончить с беспризорностью, построив для детей России прекрасные центры образования и воспитания, научно-технического творчества и всесторонней подготовки. Или раз и навсегда обеспечить жильем военных, заодно полностью обновив на новейших принципах всю систему жилищно-коммунального хозяйства.

Но эти деньги подыхающей РФ сегодня с успехом работают на развитие США и Западной Европы. Они поддерживают технологические и научные прорывы Запада, они помогают тамошней экономике легче перенести трудные времена. И чем дороже нефть, чем больше россиянские доходы от экспорта энергоносителей - тем больше русских денег вливается в организм стран Заходящего солнца. Это не считая умопомрачительных трат негосударственных «нефтедолларов» - когда охреневшие сырьевые олигархи из РФ спускают дополнительные миллиарды, закупая никому не нужные замки в Англии, футбольные клубы и фарфоровые яйца. Хорошая система получилась, не правда ли?

Еще не все потеряно! Пора начинать учиться у Китайцев.

Китайцы четко знают, чего хотят. У них есть планы научно-технического развития. Какие? Итак, «Программа среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 1990-2020 гг.», «План 863» (разработка «хай тек»), «Факел» (освоение и коммерциализация наукоемких технологий на базе современных производств), «Искра» (внедрение высоких технологий на поселково-волостных предприятиях) и, наконец, «Восхождение» - ведение приоритетных фундаментальных исследований. Ничего подобного в РФ сегодня нет. Куцые ведомственные программы - не в счет.

В КНР прогресс в ключевых областях сделан национальным приоритетом. Вот китайские акценты:

1. Классическая и ядерная энергетика.

2. Космическая техника (создание китайской орбитальной станции, современной сверхмощной ракеты-носителя двойного назначения, беспилотные и пилотируемые космические полеты). Н-да, Россия, которая ухитрилась утопить свою станцию «Мир» в момент, когда ее бюджет трещал от дополнительных доходов и которая ассигнует на свою космическую программу жалкие полмиллиарда долларов в год, на этом фоне выглядит особенно бледно.

3. Информационные технологии. Национальной задачей объявлено создание компьютеров на принципах искусственного интеллекта, развитие оптоэлектронных приборов, сложных информсистем и компьютеризованных производственных комплексов.

4. Лазерная техника.

5. Новые материалы. Тут - новые фотоэлектронные и стойкие к коррозии материалы, композитные и керамические материалы, специальные стали.

6. Биотехнологии. В этой области китайцы работают над созданием болезнестойких пород животных с высокой производительностью, высокоурожайных сортов растений, новыми медицинскими препаратами и применением генной инженерии в борьбе с опасными болезнями.

Все это очень напоминает научно-технических раздел «Основных направлений развития СССР на 1981-2000 годы», принятых нашей компартией двадцать лет назад. Только в куда более современном варианте.

Для примера достаточно взять программу «Факел».

Никаких разнарядок «по внедрению и освоению». Государство задает только ориентиры для промышленности, дает налоговые льготы для тех, кто следует им и разрабатывает нормативную базу. Чтобы стимулировать частную инициативу и освободить творцов высоких технологий от ненужных хлопот по доставанию денег и созданию элементарных условий, государство КНР укрепляет инновационные центры, создает систему венчурных инвестиций и каналы финансирования, строит информационную сеть. Самое же главное - создаются зоны развития новых и высоких технологий. Именно там создаются наилучшие условия для перетока успешных научно-исследовательских разработок в реальное производство. В сих зонах действует система сниженных налогов (а то и полного от них освобождения) для тех, кто идет в русле государственных планов. Более того, такие счастливцы и услуги покупают по льготным ценам. Управление и контроль в таких «островах будущего» ложится на плечи Миннауки КНР, при котором работает Центр развития высоких технологий программы «Факел».

В каждой зоне работает административный комитет, члены которого хорошо вознаграждаются. Однако и за коррупцию они отвечают своей свободой и даже жизнью. Региональные власти тоже участвуют в деле: они снижают арендную плату за землю и дают льготные кредиты, если проекты в зонах развивают местную экономику и создают новые рабочие места.

Каждая зона развития новых и высоких технологий имеет свой план развития и внедрения разработок в промышленность. То есть, чиновники не страдают безответственностью. (Подумайте: за что можно спросить с бюрократов отечественных ведомств?).

С 1988 года китайские власти открыли 53 (!) таких зоны в прибрежной полосе и в крупных индустриальных районах. В каждой есть экспериментальные районы для углубления реформ, районы-полигоны для обкатки новых технологий, бизнес-инкубатор для предприятий «хай тек», базы для подготовки профессиональных управляющих в сфере науки и технологий. Ежегодные инвестиции в эти зоны доходят до 23 миллиардов долларов.

Обратим внимание на то, что в зонах действуют инновационные центры - новый тип структур технологического сервиса. Каждый создается региональной властью с одной целью: облегчить китайцу или иностранцу начало высокотехнологичного бизнеса. Есть в таких центрах и инновационные парки для китайских студентов, учившихся за рубежом. Тут лаборатории соединены с малым бизнесом. Налоговый режим в инновационных парках - вообще сказка. Главное, как считают китайские коммунисты - всеми способами затянуть из-за границы таланты и технологии. К 2000 году в КНР работало 110 инновационных парков.

У нас в 2003 году только робко намечалось нечто подобное. Тогдашний вице-премьер Борис Алешин пытался начать процесс создания похожих зон на базе «закрытых городов» России. Увы, теперь эти планы с коренной реорганизацией правительства повисли в воздухе. Ну, а попытки заговорить о каких-то налоговых льготах в нашем Минфине обречены на провал изначально.

А вот и плоды китайской политики. В 1999 году в таких зонах работало 2387 фирм с иностранными инвестициями, 2192 фирмы - от вузов и научно-исследовательских институтов КНР. Всего «острова будущего» дали работу 14,7 миллионам человек. Объем их продукции составил 374 миллиарда долларов (2,1 млрд. долларов в 1989-м). Экспорт за 1991-1999 годы вырос с 1,3 до 53,3 миллиардов «у.е.».

То есть, китайцы, начав свою политику «ускорения» одновременно с горбачевской, уже построили в своей стране еще одну экономику - архисовременную, передовую. В отличие от нас, которые развалили даже то, что имелось в середине 80-х.

Где они берут деньги?

Интересен и механизм финансирования китайских «зон будущего». С одной стороны, деньги на амбициозные проекты и бизнес-поддержку идут через государственные фонды и кредиты. С другой стороны, помогают фонды, пополняемые за счет иностранных инвестиций и доходов, идущих от реализации проектов. Существует и учрежденный решением Госсовета КНР государственный Инновационный фонд для малых фирм. Работает он на чисто рыночных началах, выдавая кредиты, которые нужно возвращать. Он привлекает в себя деньги из местных бюджетов, из предприятий и венчурных фирм.

Практичный восточный народ поступает просто: все проекты программы «Факел» делятся на те, что обладают государственным статусом, и на те, что считаются проектами местного значения. Ключевыми делают лишь те, в которых защищены права на интеллектуальную собственность, где есть хороший рыночный потенциал и большие перспективы в промышленности. Для их выполнения китайцы отбирают ключевые предприятия - и на общенациональном, и на региональном уровнях. Если условия эти выполнены - для победителей открывается кошелек.

Система работает на принципе самовозрастания: чем больше государство направляет денег на поддержку «хай тека» - тем больше получает как отдачу. Оно снова пускает доходы в поддержку «зон будущего» - и цикл повторяется.

Красноречивый факт: ежегодно Китай направляет на поддержку приоритетных программ научно-технического развития свыше 24 миллиардов долларов из своей казны. А это - четверть всего государственного бюджета Российской Федерации. И это при том, что Китай не имеет семидесяти миллиардов в год от продажи нефти и газа на мировом рынке. Наоборот, он их там покупает!

К несомненным успехам Китая отнесем то, что программа «Факел» не отгораживается от глобализации, а ставит на нее. Даешь мировую конкурентоспособность китайских производителей! Даешь связи с предпринимателями и фирмами всей планеты!

Деньги при этом играют важную, но все же не единственную роль. Главный капитал - это люди с высоким профессионализмом. «Кадры решают все!» - в КНР свято чтут этот сталинский лозунг. Подготовка персонала считается одной из наиглавнейших задач программы «Факел». Для этого финансируются курсы подготовки специалистов.

Ну что, братья, сравнили Китай и РФ? Теперь вы понимаете, что все словеса нынешнего режима о возрождении России - это блеф. Все. Мы отстали даже от Китая, еще вчера нищего и неразвитого.

Эти строки, лишь малая часть того, что нужно сделать в России.

Автор: Ярд

кризис, экономика

Previous post Next post
Up