Nov 28, 2015 20:24
Давно хотела написать об этом, да все времени не хватало.
Мы с девочками потихоньку добрались до книг, которые я в Лизкином возрасте читала сама, получая от такой возможности массу удовольствия. Я часто болела, много сидела дома одна, и книги давали мне прекрасную возможность использовать это время с толком и приятностью. Лизка живет активной жизнью здорового крепкого ребенка, ей непонятно удовольствие проваляться весь день в обнимку с книжкой. Поэтому ей читаю я. Так интереснее. А я, перечитывая заново старые книги, обнаруживаю в них вдруг то, чего прежде не замечала.
Разговор тут в основном о чтиве для Лизы. Веронике и Пете чаще всего приходится подстраиваться под нас, птому что сил моих нет на Колобка или там Незнайку по стопервому кругу. Впрочем, я заметила, что этот "пробел" для младших охотно заполняют старшие. )
Что касается Лизы, на мой взгляд она чувствами менее взрослая, что ли, чем была я в ее возрасте. Многое из того, что я во всю читала в 4м классе (вернее сказать - мимо 4го класса :) ), ей пока сложно и малопонятно. И Лизка больше увлекается событиями и приключениями, чем эмоциями персонажей и мотивами их действий (соответственно, сказки и фэнтази нравятся ей куда больше других книг). Я стала специально обсуждать с ней интересные мне моменты, подкидывать дровишек в топку, так сказать. Не знаю, приведут подобные разговоры к чему-нибудь путному, или просто всему свое время. Или даже тут все зависит от личных склонностей. Меня-то никто не направлял и не контролировал в моих налетах на родительскую библиотеку. Я просто тихо проглотила все, что там было. К книгам, показавшимся мне неинтересными, возвращалась позже, и открывала их для себя заново. Но я таким образом заранее знала об их существовании, так что теперь мне довольно сложно восстановить, что и когда именно я прочитала.
Еще такая заметная особенность - Лизка любит слушать одни и те же истории по многу раз. От Волковского цикла про Волшебную страну меня уже тихо встряхивает. ) После очередного "захода" я заявила, что отказываюсь читать ее впредь, а кто хочет, пусть берет книгу сам. Кстати, из всех этих книг мне по-настоящему нравятся только две: "Волшебник Изумрудного города" и "Семь подземных королей". "Урфин Джус" показался мне скучноватым: слишком много"военщины". Потом, вроде, такой перспективный злодей, упорный, решительный - и вдруг такая нелогичная, слабая развязка... "Короли", пожалуй, для меня навсегда останутся окрашенными особой прелестью: эту книгу нам с Наташей читала мама. Мне тогда было понятно далеко не все, но восхитительная необычность происходящего так захватила меня, что мне было искренне жаль, когда все нарушилось, и страна подземных рудокопов перестала существовать. Сейчас меня гораздо больше привлекают отношения между персонажами этой книги, эдакий милый мастер-класс по интриганству. ) Забавно, без жестокостей, но притом вполне соответствует жизненной правде. "Желтый туман" где-то с середины становится непреодолимо скучен, а все, что дальше, даже обсуждать не хочу, для меня это уже за гранью. Нагоняет крепкий здоровый сон. )
Еще одна книга, с которой у меня связаны весьма яркие детские воспоминания - "Сказание о Раме" Сахарова. Ее нам, детям, читала мама моей одесской родственницы по удивительно красивой книжке, и происходило это летними вечерами, и атмосфера наших вечерних сборищ была совершенно особенной... Как оказалось, не только я тогда прониклась этой историей. Прочитала сейчас - если отбросить воспоминания, то нормально, но ничего экстраординарного. На детей особо глубокого впечатления не произвела. Или "наша Галю балована"? Не знаю.
С подачи школы прочитали почти полностью Денискины рассказы. В детстве они мне дико не нравились. Вызывали чувство странной неловкости. А Лизке - нормально. Многие бытовые моменты приходится ей объяснять (все-таки дело происходит в другом времени и совсем другой стране), но по большому счету это ей не мешает. Где-то внутри она тот еще "мальчишка".
А мне гораздо больше нравятся, например, "Пятерка с хвостиком" и "Единица с обманом" Всеволода Нестайко. "Робинзон Кукурузо" тоже хорош. Вроде бы, все то же: нормальная совдеповская жизнь, девчонки-мальчишки, школа, личные отношения... Но за всем этим у меня не возникает ощущения, что автор свысока смеется над своими героями. А вот от Драгунского - есть такой осадочек.
Среди старых детских книг, сохраненных моей мамой, я нашла сборник Котовщиковой 1961 года издания. Там были две повести: "Странная девочка" и "Лягушка-пятнушка". Обе они мне-маленькой нравились, они всколыхнули тогда весьма животрепещущие для меня темы: и отношения со старшей сестрой, и мечта о самом-самом любимом младшем брате, которого у меня никогда не было... А сейчас я вдруг в истории девочки, которая, бросив все, кинулась на поиски брата, увидела нечто новое. Страх. Родители погибли, родного дома больше нет. Двое детей переезжают жить к родственикам, которые люди неплохие, но им трудно сразу наладить контакт с детьми. Мальчишка еще маленький, а вот его сестра уже способна испугаться того, что ее мир рухнул окончательно и навсегда. И единственный кусочек, уцелевший от прежней счастливой жизни - брат. Сестра хранит его, а сама изо всех сил старается быть хорошей для всех. Чтобы не стало еще хуже. За месяцы жизни вместе добрые, ласковые, нетребовательные тетя и дядя не стали ее семьей, они ей чужие! И когда вдруг выяснилось, что тетя вдруг уехала с малышом в деревню - паника! Ужас! Отняли всё! В детстве я не понимала этого отчаяния. У меня еще не было собственного опыта непоправимых потерь. А с Кати вмиг слетела ее внешняя примерность и покорность, как только у нее отняли то, что составляло ее жизнь. Все говорят "как подменили", "словно заколдовал кто"... Нет, шелуха слетела. Плохие вещи она делала только тогда, когда еще не решилась направить всю свою силу на исправление ситуации. А когда решилась - то справилась. Да, Кате не хватало житейского опыта, но она все равно добилась своего и восстановила мир в душе. И это странное путешествие помогло ей поверить в добро и силу окружающего мира, в людей. Они в принципе стали для нее существовать как люди, а не как помехи и внешние обстоятельства. Короче, хоть внешне мало что изменилось, внутри героиня стала сильнее и взрослее. Классная книга. Настоящая советская детская литература в лучшем смысле слова.
Еще книга из моего детства -"Мальчик из Югуру" Олимпа Бели-Кенума. Эдакий идеологически правильный рассказ о том, как молодежь Африки стремится к развитию и строит светлое будущее. Но меня привлекла там совсем другая тема: жизнь маленького мальчика в большой семье из дружной и людной африканской деревни. Автор так "вкусно" и живо описывает всякие бытовые мелочи, деревенскую жизнь, работу мастериц, отношения между людьми, что вырастает закономерный вопрос: а стоит ли рушить все это ради построения пресловутого светлого будущего по не самому лучшему западноевропейскому образцу?
Книга, которая в детстве казалась мне скучной, а сейчас она мне очень нравится - "Я - инспектор манежа" Балановского. Это рассказ о цирке изнутри, его истории и немного об "изнанке" цирковой жизни. Наверное, просто так, само по себе, детям бы это не показалось интересным, но порциями и на фоне похода в реальный цирк - девочек впечатлило. Я заодно подсунула Лизке для самостоятельного чтения "Тайну Железного Самсона". Точно так же мама в свое время подпихнула эту книгу мне. Сама бы я никогда не обратила на нее внимания: подумаешь, документальная история о каком-то дядечке, да еще и вместо картинок десяток мутных серых фотографий. А когда начала читать - затянуло. После я даже придумала для себя программу силовых тренировок и толкала втихаря понемногу огромный шкаф. )
Хорошая книга на околовоенную тему, о доверии, ответственности и отношениях между людьми - "Оля" Кнорре. Но для Вероники оказалось рано. Даже Лизке местами было сложновато. Мы читали ее в прошлые новогодние каникулы, когда у нас в гостях были одесситы, для Лизы и Наташи, которая старше на год.
А еще одну найденную в маминой заначке книгу - "Арстан, я и виолончель" Марата Кабанбаева - я прочитала, но думаю, что детям ее отдавать пока рано. На ней, правда, и написано "для среднего и старшего школьного возраста", но не уверена, что современные подростки поймут в чем соль. Описывается вся из себя образцово-показательная семья: лучший дом в райцентре, мама - необыкновенная умница и красавица, успешный и умный папа-бухгалтер, тринадцатилетний сын Асан, покладистый и добрый парень, отличник, любитель животных, и большой лохматый пес Арстан. Но стоит чуть приглядеться к этой "красоте", а там... Раздрай, взаимонепонимание, неудовлетворенность жизнью и отказ от мечты... И обо всем этом спокойно, как о норме, рассказывает бедный Асан, который вырос среди этого. А рядом поселяется семья, внешне не такая благополучненькая, но зато без внутренних "тараканов". Просто грубые, жестокие люди, но зато их семью не расшатывают никакие противоречия, они довольны собой. Пытаясь подружиться с их сыном, Асан сталкивается с тем, что все доброе, чему его все же учили его родители, плевка не стоит для его нового друга. Тот исходит из собственной выгоды, а чувства и права других живых существ его не волнуют. Тогда Асан решает, что сможет все исправить, превоспитать человека, но сталкивается с тем, что влияние родной семьи и привычка сильнее всего, что он пытается донести до друга. Родители же относятся к чувствам ребят поверхностно, лишь бы все снаружи выглядело гладко. А Асан не верит, что люди сами по себе могут быть вот такми, он думает, что во всем виновата работа отца-соседа на бойне, к которой он приваживает и сына. Он решает, что устранив это место, он прекратит его уродующее влияние на души людей. Увы, парень ошибся, перепутав причину со следствием. Но он хотя бы пытался действовать.
Разыскивая, что бы еще почитать, заглянула в книги, которые помню, что читались в начальной школе, были в школьной библиотеке, ну и вообще попадали в поле зрения, но тогда не произвели на меня впечатления. Вдруг, думаю, упустила что-нибудь важное.
"Детство Тёмы"... Я это читать детям просто не в силах. Прочитала сама, будучи взрослой, и впала в ступор. Хочется обнять и плакать. Бедный ребенок. И при таком вот воспитании из него еще более-менее приличный молодой человек вырос!
"Институтки" Чарской... Скопище всего непригожего, что только может быть в школе. Дедовщина, взаимная травля и травля преподавателей, безнадежная оторванность от родных, воспитательницы - несимпатичные курицы с несложившейся личной жизнью, которых их воспитанницы тихо или в открытую презирают... Самая настоящая женская тюрьма, помилование в которой можно получить при помощи замужества. И среди такого умудряются выростать и добрые чувства, и дружбы на всю жизнь? Вот это, пожалуй, девицам прочитаю. Пусть знают, как оно бывает. А ведь главное в чем? Из вот этих основательно "обструганных" школой девочек многие будут гувернантками, пойдут учить детей. Вот так же "обстругивать", скорее всего. А другие повыйдут замуж, и наймут гувернанток, и с благосклонностью станут глядеть, как полетит "стружка" с их собственных детей. С другой стороны, сама система закрытых школ для девочек и девушек создавалась с тем, чтобы как можно раньше и основательнее оторвать их от дикой и развращенной домашней среды... Вот вам и благостно-сусальная царская Россия...
"Пограничный пес Алый" Коваля. Ну и заодно туда же "Картофельная собака", "Чистый Дор", "Недопесок"... И почему вообще Коваль в детстве прошел как-то мимо меня, не задев сознание? Вроде, все просто, но цепляет. А мне-взрослой это внешняя простота не помешала "дорисовать ситуации до вполне реальных. Короче, отдала этот сборничек Лизке на полку, пусть сама почитает на досуге.
Вообще, раздумывая над тем, что читала я сама в 10 лет, я поняла, что уже тогда моей жизнью завладели лошади. На моих полках жили все рассказы о жизни животных, до которых я только могла дотянуться. Ну, "Маугли", "Бемби", сборники Сеттона-Томпсона были у многих. А у меня еще был "Дымка" Виля Джеймса, и "Приключения аиста" Дмитриу. Из того, что нигде не встречаю сейчас - была у меня книжка под названием "Таежный доктор". Про ветврача, работавшего во время войны на Дальнем Востоке. Автора не вспомню. Очень хотелось бы встретить эту книгу теперь, сверить ощущения, так сказать. А еще я к своему великому сожалению потеряла книгу Родари "Игра в четыре угла". В книжном полно сказок Родари стоит, но почему-то именно этот сборник мне не попадается никак...
А теперь обращусь к коллективному разуму: кто-нибудь помнит, что он читал в 10 лет? Что казалось особо увлекательным? Или, возможно, ваши дети читали в этом возрасте что-то особо увлекательное?
дети,
чтиво,
разговорчики