Mar 01, 2012 00:27
Что-то я в последнее время обленилась. Совсем не пополняю копилку примет, да и про народный календарь давно ничего не пишу. Пора исправляться, тем более что недавно Масляница закончилась, да и про вчерашний день есть что сказать интересного.
Масляница - праздник, возникший в языческие времена и сохранивший в большой степени магическую ритуальную составляющую, но все же кое-как сжившийся с христианской верой. Настоящая языческая Масляница, Комоедицы, праздновлась вокруг весеннего равноденствия, растягиваясь на две недели. Т.к. она приходится как раз на время Великого поста, когда бурное веселье и скоромные угощения совершенно неуместны, Масляницу всячески пытались упразднить, но крестьяне продолжали ее праздновать, ведь считалось, что тот, кто Масляницу не провожает, весь год проживет в горе и жестокой нужде. Так что совсем запретить праздник не получилось. Удалось только сократить его до одной недели и отодвинуть наиболее "неблагочестивую" часть на время перед постом. А менее очевидные обрядовые действия так и остались на своем месте, превратившись в заклички весны на день сорока мучеников. Как бы там ни было, современная Масляница - праздник проводов зимы. Ясное дело, что не только на Масляницу, но и на весеннее равноденствие в нашей полосе еще далековато до настоящей весны. Но в приангарье, например, во время встречи Масляницы было принято в игровой форме изображать сельскохозяйственные работы и подсобные занятия крестьян. Думаю, такое празднование встречи весны "по снегу" было своеобразным заказом на хорошую весну, позволяющую вовремя и удачно посеяться.
Наиболее важными ритуальными элементами, составлявшими суть праздника, были следующие:
1. Поминальные: обряды связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепешек, оладий, пирогов, хвороста и пр.
2. Обычаи связанные с молодоженами; смотры молодоженов, гостевание их у родственников и знакомых. Молодожены должны были демонстрировать любовь и привязанность друг к другу, символически закрепляя тем самым в глазах крестьянской общины свой новый статус самостоятельных взрослых семейных людей. Эту же цель преследовали и их обязательные гостевания в домах тестя и тещи с непременным угощением блинами, посещение ими крестных родителей и родственников с обеих сторон. Присутствие там новой образовавшейся брачной пары повышало социальную значимость последних в глазах окружающих, так как подразумеваемая репродуктивная способность и плодовитость молодых супругов, по народным представлениям, сулили успех в сельскохозяйственной и скотоводческой деятельности жителям всей деревни.
3. Масленичные развлечения: катание с ледяных гор и на лошадях, строительство снежных городков. Молодежь каталась с гор всю неделю, а взрослые только ее последние три дня. Катание с гор в крестьянской традиции рассматривалось не только как праздничное развлечение, но и как определенное ритуальное действие. Поэтому первыми его начинали девушки и женщины. Девушки катались по одной или группами на донцах от прялок. По длине их пробега судили как далеко от дома они выйдут замуж и кто из них лучше прядет. После них с магической целью, ,,на долгий лен" - для получения лучшего урожая льна, на перевернутых обледенелых скамейках, санях без оглобель и таких же прялочных донцах под смех и свист зрителей начинали кататься замужние женщины. После них горка предоставлялась для всех присутствующих и тогда уже катались все, кто как хотел. Даже старики старались на Масляницу съехать хоть разок с горы: считалось, что сделавший это непременно доживет до следующего года.
4. Проводы Масленицы: зажигание костров, проводы-похороны, масленичные поезда, ряженье. В северных, центральных и поволжских губерниях, таких как Архангельская, Вологодская, Петербургская, Ярославская, Владимирская, Тверская, Нижегородская, куклу-Масленицу в последний день праздника сжигали на специальном костре. В его сооружении участвовали все жители деревни или села, отдававшие для этого старые ненужные вещи: рассохшиеся кадушки, старые развалившиеся сани, обветшалую утварь, солому из старых постелей и т.п. Сожжение Масляницы обставляли со всей возможной торжественностью. В костры бросали блины, лепешки, яйца - предметы издавна имевшие отношение к ритуальной погребальной трапезе. После того как основной огонь в костре прогорал, парни, девушки и дети начинали прыгать через тлеющие головешки. Угли старались разбить как можно мельче и далеко раскидать вокруг, веря, что под их жаром снег быстрее растает, земля прогреется и приготовится принять в себя семена нового урожая. Когда костер окончательно затухал, угли и пепел, оставшиеся от него, зарывали в снег.
В разных губерниях обряд проводов Масляницы проводился не одинаково, но общим для всех было театрализованное действие с привлечением большого количества участников обоего пола различных возрастных категорий, включавшее всех жителей деревни.
К наиболее архаичным, вероятно, следует отнести такие обряды проводов, при которых на первый план выступали действия участников, носившие явную эротическую окраску. На Тавде, например, распорядители проводов - Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный обряд. Они раздевались до гола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях ,,король" праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнаженном виде или кривляясь оголял при всех ,,срамные" части тела. Такие действия во всякое другое время года, кроме масленичной недели, считались невозможными и неприличными. Особенного внимания заслуживал и тот факт, что этими исполнителями являлись как правило степенные уважаемые в деревне люди, бывшие хорошими знахарями, знатоками традиций и ритуала праздника.
Прощеное воскресенье - последнее воскресенье Масленицы, во время которого в крестьянской общине совершался обряд взаимного прощения грехов и обид, имевший очистительный смысл и связанный с поминовения усопших.
В этот день, а в некоторых местностях накануне его - в Родительскую субботу, крестьяне, преимущественно женщины, посещали могилы родственников. Они собирались группами около десяти человек и в полном молчании шли на кладбище, просить прощение у покойных за нанесенные им когда-то невольные и вольные обиды. Возле каждой могилы пришедшим положено было отбить три поклона, положить на могильный холмик принесенное из дома для умерших поминальное угощение: блины, покрошенные пряники, пшенную крупу, иногда водку и просить их разделить с ритуальную трапезу. После совершения положенных традицией всех обрядовых действий пришедшие так же молча уходили обратно в деревню.
Основные обрядовые действия прощеного воскресенья происходили с наступлением первых сумерек, после окончания ритуальных проводов Масленицы, догорания праздничных костров и завершения всеобщего веселья.
Суть их состояла в том что все члены крестьянской общины, родственники, знакомые должны были повиниться друг перед другом и испросить прощение за все нанесенные в прошедшем году обиды. Так же следовало поступать и при встрече на улице с незнакомыми и случайными пришлыми людьми. Поэтому при первых же звуках "печального благовеста" - церковного колокола, созывавшего к вечерней службе, участники праздника, гулявшие как в своей деревне, так и оказавшиеся с санным поездом в другом месте, срочно спешили вернуться по домам. После окончания церковной службы крестьяне начинали ходить к родственникам и знакомым, совершая положенный многовековой ритуал - давая милостыню. Традиция предписывала приход младших членов общины к старшим, бедных к богатым. Пришедший прощаться становился на колени у входа и обращался к хозяевам со словами: "Простите меня со всем вашим семейством в чем я нагрубил вам в этом году!". Присутствовавшие должны были ему на это ответить: "Бог вас простит и мы тут же!". После этого прощающий и прощенный целовались в знак примирения и угощались последний раз вместе.
После положенного числа посещений масленичная неделя и праздник считались законченными и все расходились по домам на ужин - заговины. Там вся семья садилась за стол с последним перед Великим постом сытным обильным ужином, заключительным блюдом в котором обязательно была яичница. По завершение трапезы, все члены семьи усердно молились и после этого выполняли обряд "прощения". Начинали его самые младшие, обращаясь по очереди с положенными многовековой традицией словами в порядке очередности к своим более старшим братьям и сестрам, родителям, бабушкам и дедушкам. Все присутствовавшие должны были так же повторять это действие по старшинству. В обратном порядке оно не совершалось, т.е. у младших просить прощения не полагалось. Последней "прощалась" мать с отцом. Глава же семьи не просил извинения ни у кого из своих близких.
этнография