Oct 23, 2015 16:06
Среди моих студентов в этом году мальчик Джэй самый толковый и самый молодой. Учится мальчик Джэй в 10-ом классе, но уже берет AP chemistry, то есть курс, который обычно берут в 11-ом классе. Когда я его спросила, на фига козе баян зачем он берет этот класс, он мне ответил: My Mom wants me to expand my horizons.
Когда я слышу фразу expand my horizons, мне на ум приходит изучение китайской каллиграфии, или скульптуры, чего-нибудь такого расслабляющего, ну уж никак не курс химии первого курса. Но у мальчика Джэя индийская мама, и скульптура с каллиграфией ему не светит. На первом экзамене мальчик получил 75% и мама всполошилась. Средний бал в классе при этом был 65%, но маму это не колышет совершенно, поскольку равняться на среднего американца мы не собираемся.
Мальчик Джэй большой разгильдяй. Он из тех, кто делает домашку на коленке в классе и получает четверки только потому, что ему некогда все нормально написать и сдать вовремя. Ему все интересно и от этого ему очень тяжело сфокусироваться. Это и есть та самая живость ума, которая, увы,не всегда вознаграждается школьной системой образования.
-When I was а kid long time ago, I burned some spray on paint. It produced flames of different colors, but also smelled really bad. Do you know why?, говорит мне этот умудренный жизнью 15-летний человек, у которого понятие давно равняется двум годам.
Я обожаю такие вопросы. Я радуюсь как ребенок, когда человек меня спрашивает про что-то не из учебника. И меня понесло. Я ему минут 15 рассказывала про то как электроны переходят с одного энергетического уровня на другой, и про фотоны и про длину волны, и он с большим интересом слушал, а потом хитро улыбнулся и сказал: "I guess we do not have that much time to do boring homework problems!". В общем, сделал меня мальчик как младенца. Но мама-то мне платит не за это. Мама хочет, чтобы у ребенка была пятерка. И я не могу маму подвести, потому что мама сама воспитывает сына, работает программистом и на меня рассчитывает. "You know what, I can stay extra 15 minutes, so we can finish everything", ответила я.
Потом у нас был экзамен номер два, который мой студент написал на 83%. Приходит ко мне на урок и докладывает, какой он крутой, получил 83%.
-What are you so proud of?, спрашиваю.
-I improved by 8% from last time. Don't you think its cool?
-Look, for you to get 75% all you need is to read the problem. You get 75% simply because you have great genetics. Now, to get 83% you need to put in work for 8%. When you apply yourself for additional 8% percent, then we can talk.
Мальчик озадачился и посмотрел на меня сурово. Мол, я думал, мы с тобой друзья, а ты...
Когда-то в 10 классе у меня был репетитор по физике. Физику он знал отлично, но personal skills у него были так себе. За такие personal skills в этой стране с работы увольняют, но мы были в другой стране и в другой жизни. Когда я не могла решить задачу, он на меня орал. Как правило, ошибки я делала не столько из-за тупости, сколько от страха, путалась в вычислениях, путала знаки. От этого мой преподаватель орал на меня еще больше и надувался как шарик. Он был невысокий, круглый дядечка средних лет, и пальцы у него были толстые как сосиски. После урока я выходила в прихожую надеть пальто и тайком плакала. Как-то в прихожую вышла его супруга и сказала: "Анечка, вы не обижайтесь на моего мужа, что он на вас кричит. Он кричит только на умных. Вы первая девочка на которую он орет так сильно. У вас все получается. Знаете, в другой день к нему приходит заниматься один мальчик, очень способный. Такой способный, что мой муж его один раз огрел линейкой слегка". Мальчик этот стал потом профессором физики, так что не зря его мой учитель бил линейкой.
Эту историю из своей жизни я рассказала мальчику Джэю. Он долго смеялся, а потом спросил меня: "You are not planning to hit me with the ruler, are you?" Пришлось переводить на английский фразу "поживем-увидим".
репетиторство