Если память мне не изменяет, в 1940 году, в Германии, уже не в империи, был издан полный архив Дневников Вильгельма I. Хотя, впрочем, к подобному же чудесному воспитательному средству папа (дай Бог и по сей день) относит дневники британских и французских, точнее, лотарингских, монархов "Дневники Его Королевского Величества короля Соединенного Королевства Британских островов Генриха III", "Дневники Его Королевского Величества Носителя Короны Амьена, Бреста, Реймса и Руана Генриха I", "Дневники Его Королевского Величества Носителя Короны Амьена, Бреста, Дуэ, Ллиля, Реймса, Руана, Тура и Шартра Генриха VI" и "Дневники Его Королевского Величества Носителя Короны Амьена, Гиени, Лангедока, Лоррейна, Пикардии, Оверни и Шартра Генриха VIII" (сей архив дневников, кстати сказать, считался поучительнейшим у всех монархов рубежа прошлого столетия, которым, признаемся, многое удалось. В дневниках и Его Императорского Величества Николая II, и Его Королевского Величества короля Бельгии Альберта I, и Его Императорского Величества Соединенной Империи Британских островов и колоний императора Георга V наличиствует множество цитат и ссылок на сей труд). Дело, в некоторой мере, заключается в том, что правило монархической канцелярии обязывает членов монархических семей вести дневниковые записи с 8-летнего либо с 9-летнего возраста. 9-летний возраст, если я не ошибаюсь, наличиствует только в Датском королевстве, но упомянуть стоит. Записи в дневниках должны полноценно отражать событийный день, занимать не менее двух страниц текста (правило для юных возрастов, конечно). Собственно, такая строгость к детям всегда оправдавыла себя, ибо монарх с детства приучается структурировать собственные размышления, отношения, эмоции. В Дневниках многих монархов можно встретить упоминания о собственном сожалении о той либо иной "недвухстраничной записи" либо о пропущенном дне в записях. Последнее, в принципе, граничит с должностным преступлением и во многих монархиях требует наличия объяснительной записки в канцелярии о незаполненном дне. Хотя, определенно, не только приучение ребенка к тщательному описанию собственного трудового дня исключительно по завершению оного дня, то есть после 21 часа дня либо после 22 часов дня, является причиной высокой и качественной работоспособности монархических особ.
Папа, помнится, не раз говаривал с друзьями, что Дневник монарха есть показательный путь становления и развития Прав Человека и становления и развития гуманитарного общества, основанный на осознании важности соблюдения правил для одного человека, монарха.
А вспомнила я все сии исторические факты, обнаружив почти схожую с размышлениями друзей папы, фразу у
langobard :
http://langobard.livejournal.com/4396998.html#t48449990.