Дело было летом, делать было нечего и от честного имени нашей благородной компании поступило предложение посетить усадьбу Абрамцево. Посмотреть картины и вообще житье-бытье целого художественного семейства.
Начались приключения с того, что мы, знатоки Ярославского направления ж/д, уехали в другую сторону. Потом час ждали возвращения назад. Во время ожидания довольно перекусили местной колбасой с местными хлебом, которые я счастливо порубила доставшимся в наследство от бабушки идеальным ножичком с деревянной ручкой (ну, моим самым любимым спутником в дороге). С самой станции до Абрамцево добраться было несложно. Проблема состоялась лишь в том, что приятельствовшая ко мне на тот момент Плешивцева Анна, будучи студентом и библиотекарем, принципиально платить денег за посещения музея не хотела и столь же принципиально намеревалась проникнуть на территорию музея через дырку в заборе.
- Так все студенты сюда пролезают, - успокоила меня приятельствовшая, когда по тропиночке мы спустились к дивным мостикам, переброшенным через запруды, и добавила: - главное с сумашедшим домом заборы не перепутать. Дурка тут где-то рядом..
На мостиках я задержалась. Что-то удивительно сказочное-детское было в старинных перилах. Бесхитростный, но все же наличиствующий узор перильного ограждения напоминал о фотографиях мостиков Михайловской усадьбы Пушкина. Разве что не хватало белизны краски и ухоженности, свойственным пушкинским местам. И все же что-то было и кроме.. Что-то смутно кричало из воды, какая-то древняя и
Словно я уже стояла на том мостике, опасливо вслушиваясь в попытки нарушить тишину, с величайшим нетерпением ожидая, когда же прекратятся всплески в темной воде и гладь запруды обретет спокойствие прибрежных вод, покрытых тиной. Пока мои друзья взбирались на гору и искали студенческий проход в заборе, я вслушивалась в разговор. Кажется их было двое. Один седой, высокий, сухощавый в зеленом костюме Коровьева и прекрасных недешевых очках был скорее поэтом. Второй, в белоснежном костюме, выглядел как идеальный секретарь советского руководителя.
- Журавлева! ну ты идешь!? - вернул меня к жизни голос подружки.
А мне чертовски не хотелось отрываться от подслушиваемого разговора, но зовут и под высоченными соснами я побрела вверх по едва заметной тропе, вверх на гору.
- Я больше не хочу играть в лягушку! Мне холодно! - раздался в след крик ребенка и плеск волн перекрыл шепот мужского разговора.
Я обернулась. Гладь запруды была безмятежна, а тина и рассохшееся дерево мостков сочетались почти идеально для заброшенной не то советской, не то дворянской усадьбы. Господь знает сколько тайн в таких вот запрудах.
- Журавлева! Последнее предупреждение! - Анна Владимировна уже готова была отодрать доску от забора, чтоб я наконец зашевелилась.
Вернувшись к жизни, я юркнула следом за друзьями сквозь пробоину в заборе и, сопровождаемая аниным "главное в дурку не попасть", оказалась перед зеленой лужайкой, в самом центре которой, в отдалении виднелся белоснежный, но почему-то омерзительно холодный двухэтажный домик. Конечно, же это была экспозиция 20 века. Картины.. Очень много картин, запоминающихся, как и само обустройство дома. Зеленый зал или комната.. с карточным столиком. Словно вот-вот сядут за него игроки-картежники, друзья хозяина дома. Голландская печь, вид из окон. Назойливая мысль беспокоила меня. Кажется все исключительно дворянское, благородное, но что-то неуловимое выдает элиту советскую, а не дворянскую. Но вот что.. Обилие ли картин или стилистическая неоднорость оформления залов. Словно бы здесь в Устав КПСС попытались обернуть новодельную с черным жемчугом тиару юной царевны. Видимо, с таким же ощущением моя бабушка смотрела репортаж о съемке сцены присяги юнкеров для фильма "Сибирский цирюльник".
Выбравшись на солнечную волю, я заметила дивную скамейку. Все в том же а-ля Михайловское стиле, с резной спинкой, с видом на роскошное огражденное дерево. Удивительная скамейка. Все же деревянные вещи сохраняют былую энергетику: тепло успокаивающих бесед, не нежных, скорее раздраженных и обиженных на род, но тем более правильных, как не скрывающих правду. Так несчастный взрослый рассказывает несчастному ребенку о своих детях. За спиной холодом отдавала родовая часовня. Пришла пора собираться в обратный путь
Выходили мы, как правильные посетители, через основной вход:
- А зачем здесь эта каменная баба? - пожала плечами Аня на странное изделие из камня, обнесенное деревянным заборчиком.
Похоже на памятник на могиле, подумалось мне.. Хотя почти такой же экспонат в те дни стоял при входе в библиотеку. Каменный воин с могильного кургана на постаменте среди стен из венецианской штукатурки и символ плодородия, вкопанный в землю и обнесенный оградой.. Бог знает, что пыталось их объединить...
пс. И да.. Мне кажется смысл некоторых художественных произведений в том, что якобы император, засмотревшись порно-роликами, даже не услышал просьб ребенка, что надо бы дитю туда, куда, как говорила моя бабушка "царь пешком ходит". Псевдо-император был увлечен созерцательным и командным процессом настолько, что не догадался спустить ребенка с рук. В результате чего шикарный костюм новоявленного члена КПСС был описан.. Для молодых членов КПСС трагедии часто заключались именно в этом..