Dec 10, 2012 02:25
Ну що я вам скажу за балет, друзья мои... Балет я люблю. И как вид искусства, и как вид театра. Еще люблю балет за возможность наблюдать за людьми танцующими, это приятно всегда. При условии, что люди грациозны, естесственно)))
и сегодняшний "Дон Кихот" товарища Минкуса вцелом не убил моей любви к балету. Опять же прекрасная классическая музыка в симфоническом исполнении, и роскошный зал Одесского Оперного ( кроме шуток)
Дон Кихот возник сразу в прологе, в своем, видимо, замке, и грациозным жестом что-то совершил с огромным фоллиантом. Сделал несколько арабесков, которые сразу выдали в нем Рыцаря Печального Образа ( ну, вы в курсе!), или как сообщает украинская программка Лыцаря Сумного Образу. Вот этого Образу и пронес он от пролога до поклонов. До обидного мало господа Петипа и Горский поручили заглавному герою балета - всего четыре выхода! И он как-то сильно был ущемлен в правах, танцевать не давали, всегда носил тяжелые предметы ( книгу, меч, копье, и, кажется, одну балерину, боюсь с количеством ошибиться!). Становилось обидно за худенького, с тазом на голове артиста, на которого мало обращали ( в смысле коротко) внимание другие артисты.
Весь пролог, да и первое действие меня не восхитили, но умилили - приятной детской простодушностью постановщика. Ну к примеру, скатерть в момент сборов Героев на Подвиги стала плащом. Прекрасная девушка-служанка стала головой и ногами Росинанта. И это, действительно, было чудесно и легко. С юмором. Ноги Росинанта, сгибаемые в коленочках гарцевали и лягались. Мне понравилось. Как бы детская игра, в которую учил играть Питер Брук ( привет моему глубокоуважаемому Мастеру) - театр на коврике! Отвлеклась)))
первое действие развивалось, если верить либретто - в "солнечной Барселоне". Все на это и указывало: и живописные кулисы и задник в солнечных тонах, и улыбчивые солисты и артисты кордебалета. В целом жизнерадостно и опять же умилительно, поскольку сидели некоторые барселонцы под ... красными зонтиками от солнца. Вы такие встретите и на пляжах Ланжерона, и у палаток с газетами, и рядом с квасными бочками. Они бывают и полосатыми, и с надписями Coca-Cola, и всякие разные - ну такие с пластиковыми ножками, ну знаете! Вот они и украшали солнечную Барселону времен Дона нашего Кихота, Лыцаря Сумного Образу.
Танцевали артисты хорошо. Правда. Я не иронизирую сейчас. Легко, без усилий. Это большой труд - чтобы усилий не было видно. Увы, ни постановщики балета, ни художник по костюмам, ни художник по свету им не помогли. Вернее не помогли мне как зрителю историю первого действия ощутить. Свет - заливал всю сцену безОбразно. Костюмы как костюмы, таких мы с вами видели-перевидели и в ДК Культуры, и в других балетах и так далее. Но, все-таки, драматургия была понятна: Лыцарь попал в Барселону в разгар зарождения любви между Кiтрі и Базілем. Озорному дуэту которых всячески препятствовал отец Кітрі Лорєнцо в исполнении, естественно, молодого танцовщика. Лоренцо множество раз совал кулак в лицо пылкому Базилю, а дочери языком танца сообщал об отсутствии богатств у молодого человека, пока тот не решил публично самоубиться. Парниша предусматрительно подстелил плащик и "закололся" стилетом понарошку и потом щчупал грудь Кітрі, которая была готова его оплакивать длительное балетное воемя. Потом нить повествования в моем восприятии оборвалась ))) и вскорости и первое действие окончилось!
Из первого же действия запомнились сцена "самоубийства из-за любви" и танец морячки и морячков. Один из морячков сначала был на костыле и играл хроменького, потом лихо оттанцевал забавный танец. После номера встал на костыль и захромал, а фигли?! Это ж - театр!!!)))
во-втором действии случился балет. В его классическом понимании. Балерины в пачках. Классическая музыка. Одухотворенность. И что любопытно, и художник по свету, кажется, нанимается на это действие другой. Атмосферный. Второе действие указано как "мрійное". Мрія в переводе с украинского мечта. Дон Кихот грезит о своей Дульсинее. И это всячески поддержано светом, костюмом и задником, который оживает и лучится при другом художнике по свету. И вот какой парадокс. Тут я серьезно размышляла, глядя на сцену - гений был Филиппо Тальони, ну тот, что придумал балетную пачку! Все те же солистки и артистки кордебалета вмиг превратились из разных по сценической форме артисток в складных, длинноногих богинь! Здесь был Балет! И смешной Лыцарь оттенял своей нелепостью фей в фисташковых пачках! Это мое сегодняшнее Впечатление.
Любопытно, что персонажи Солнечной Барселоны никак не участвовавшие во мрійной истории вышли кланятся именно после второго действия))) типо -насовсем))
третье действие было отчетным концертом в балетном училище - ни больше и ни меньше. Да, я избалована режиссерским театром и люблю балеты Эйфмана))))
Заканчивая отчет и сарказм, хочу в извинение написать, что
- перед трудолюбием балетных артистов преклоняюсь,
- ни как не хочу обидеть их лично, и
- привыкла считать, что за все отвечает режиссер! В данном случае постановщик балета.
Но упомянутых ранее - господ Петипа и Горского к ответу не призовешь)))) за давностью...)))
театр,
очень простые истории,
Одесса,
anya_kinonyanya