Дорогая бабушка. Это письмо я посвящаю тебе, ведь именно ты научила меня писать письма и вести дневник. За что я тебе безмерно благодарна. Сейчас мне хочется поделиться с тобой и с моими друзьями своими эмоциями от наших переездов, поделиться так, как ты рассказываешь истории из своей жизни. Рассказать о самом ярком, интересном и забавном.
Еще в начале нашего путешествия я решила воспринимать то, что происходит с нами, как увлекательное приключение, возможность выйти за рамки привычной жизни в родном городе, посмотреть людей и другие города…
И вот мы в Одессе, в самом её сердце (до Дерибасовской 3 мин ходьбы), в гостях у нашего друга в коммунальной квартире. Коммуналка! Да еще и одесская! Да еще в старинном доме, которому лет 200! Мне всегда было любопытно заглянуть в одесскую коммуналку хоть глазочком, а тут выпала возможность пожить в ней и испробовать все «прелести» на себе.
Кованная решетка в узенькой арке закрывает вход в тихий зеленый двор-колодец, в котором идет своя жизнь, совсем не похожая на жизнь улицы. На улице по брусчатке с грохотом проезжают машины, торопливо снуют прохожие… А тут, во дворе, огражденном со всех сторон трехэтажными домами, вышагивают коты с бантиками, играются дети, щебечут птицы в раскидистых кронах старых деревьев, пьют чай и говорят о жизни хозяйки в халатах, сидя на диванах под навесом, сушится белье на веревках, натянутых через весь двор… Со стороны улицы этот дом с лепниной, колоннами, замысловатыми балкончиками. Если бы в нашем молодом городе был такой дом, то мы бы в художке и в институте обязательно бы его рисовали на летней практике. Со двора все гораздо проще и требует ремонта, окна обрамлены незамысловатыми наличниками, кронштейны частично обвалились… А вот деревья во дворе, сразу же заставляют обратить на себя внимание- они высоченные и старые, наверное ровесники дома. Их стволы можно обнять лишь вдвоем. Одно из деревьев меняет кожу, называется платан, таких в Одессе много. Акация, но это не покорёженное деревце с тонким стволом, а большое дерево, в два раза выше третьего этажа. Глядя на него понимаешь, как рождались слова песни: «А жизнь остается прекрасной всегда, состарился ты или молод, и каждой весною так тянет сюда, в цветущий в акациях город». Ива, склоняется над соседским домом так, что по ней можно забежать вверх, что и сделал рыжий кот и теперь спит, свернувшись калачиком на широкой ветке…
Заходим в подъезд и тут сюрприз- кованная лестница, начинающаяся и заканчивающаяся забежными ступенями. Я архитектор, и на картинках видела много, но совсем другое пройтись своими ногами по такой лестнице, понимая, что это не театр и не музей, а дом, в котором, в коммунальных квартирах, живут обычные люди.
Наша коммуналка на третьем и последнем этаже. Когда-то это была одна пятикомнатная квартира, а сейчас в ней живет 4 семьи. С лестничной клетки через двухстворчатые резные двери, еще тех времен, мы попадаем в квартиру. Длинный темный коридор, в котором щебечет на разные лады попугай. Все комнаты выходят на одну сторону, окнами во двор. Первая дверь- раньше здесь был кабинет, следующая двойная дверь- за ней была гостиная и столовая. Идем дальше, проходим арку, после которой коридор сужается, и попадаем в спальную часть. Следующие двойные двери- и за ними хозяйская большая спальня с двумя окнами. Нам сюда. Дальше по коридору были детская и комната служанки- нянечки. Раньше комнаты соединялись друг с другом дверьми, и можно было пройти насквозь из кабинета в гостиную, а после в спальню, а из нее в детскую, не выходя в темный коридор. Думаю, это было удобно.
И снова арка и двери, за которыми кухня и туалет. В кухню ведет черная лестница, выход на которую сейчас заколочен. У входа на кухню 4 выключателя- у каждого своя лампочка, подключенная к своему счетчику. Нечего платить за соседа! Те же четыре выключателя у туалета и подписи, кому какой принадлежит. Правило: "Зашел на кухню- включил свой свет". В первый вечер я зашла на кухню, когда чей-то свет уже горел, о том, что обязательно включать свой свет, меня еще не успели проинструктировать. Ставлю чайник и тут… свет выключается сам по себе. Никого рядом нет и в коридоре тоже! Полтергейст? Нет, это один из соседей проявил особую бережливость и вывел выключатель в свою комнату. А в туалете у каждого своя сидушка, они как картины висят на гвоздиках.
А ванна? Ее нет! Душ? Тоже нет! Есть рукомойник, и все. Жители этой коммуналки купаются в тазиках. И если на входе на кухню опущена штора, это значит, что кто-то «плещется» и вход воспрещен. Да, тут не соскучишься. Созваниваемся с друзьями - «можно познакомиться с вашей ванной?» J К слову сказать, туалет в одесские старинные дома, так же как и вода из крана, пришли сравнительно недавно. Папа вспоминает, что в 70е годы, когда он учился в Одессе, он снимал комнату в красивом круглом доме рядом с Дерибасовской. А туалет был во дворе. И воды на кухне не было, ее брали в колонке.
И никто из жителей не жалуется, все радуются, что живут в центре!
А как же отопление? В конце длинного коридора, в нише, я увидела печку- буржуйку, нагревающую котел с водой. Так раньше отапливалась вся квартира: от котла идут трубы по потолку и опускаются вниз к радиаторам, а из них, по трубам у пола, охладившаяся вода самотеком течет обратно к котлу. На кухне под потолком расширительный бак- через него же система заполнялась водой. Вот такое было автономное водяное отопление в 19 веке. Когда-то в институте нам про такую схему отопления бегло рассказывали, а теперь я увидела ее воочию, но погреться не удалось. В советское время этот котел сделали газовым, а лет 10 назад, за неуплату одного из жильцов, который уже съехал, котел отключили от газа. Без воды трубы пришли в негодность, и теперь жильцы коммуналки греются обогревателями. Благо, что в доме толстенные стены из ракушника, около 80см, поэтому дом долго держит тепло.
На входе в комнату за дверями висят тяжелые шторы, образуя тамбур, это декор и тепло-звукоизоляция. А на окнах изнутри есть глухие ставни. Да, да, не снаружи, как в Европе, или как в частных домах, а изнутри! Как мне рассказали позже, в Одессе дрова стоили достаточно дорого, поэтому ставни закрывали на ночь, чтобы тепло не уходило. Ставни были даже в больших графских особняках. Одновременно это была и защита от воришек. А когда я залезла на подоконник, чтобы закрыть окно, то я смогла на нем стоять в полный рост, не пригибаясь!
На этом широком деревянном подоконнике я позднее себе устроила мини-кабинет. «Взобравшись на широкий подоконник, я уселась, поджав ноги по-турецки, задернула почти вплотную красные штофные занавесы и оказалась, таким образом, отгороженной с двух сторон от окружающего мира». Так начинается одна из моих любимых книг «Джейн Эйер». Прочитав эти строки, будучи подростком, я решила поэкспериментировать и попробовала читать на подоконнике - но в девятиэтажках подоконники узкие и на холодном бетоне долго не высидишь. А вот деревянный подоконник просто приглашает присесть, облокотиться о деревянную ставню и читать книгу или работать за ноутом. А на расстоянии полуметра от тебя в ветвях акации прыгают синицы.
Комната, в которой мы гостим, разделена на две части перегородкой. Одна из них- это и гостиная, и прихожая, и мини столовая, и спальня для гостей. А вторая - это кабинет, кладовка и спальня хозяина квартиры. Хороший пример организации пространства, когда мало места.
Гора сумок, из -за которых развернуться негде. Если искать минусы, то их найти можно множество, но я же решила воспринимать это как приключение. И вот я, как женщина из племени кочевников, создаю уют в юрте на новом месте. Быстро и из того что есть!
PS: Милая бабушка! Ведь твоя мама, с тобой маленькой, 85 лет назад, наверное так же стояла посреди комнаты и смотрела на те немногие вещи, что взяли с собой из родного купеческого дома. Тот переезд и предприимчивость нашего прадеда спасли вас тогда. И вы создали Дом на новом месте!
1 октября 2014г