Oct 27, 2011 20:44
Безусловно редукционизм. Скиннер абсолютно марксисткий учёный, даже если он этого про себя не знал. Так и вижу радостно прихлопывающих в ладоши Маркса и Энгельса, читающих, к примеру, "Вальден (Уолден) два". Не зря западная наука боится редукционизма, особенно радикального.
Как только мы сводим ВСЁ к одному простому принципу что-то обязательно да теряется.
При всех ощутимых достижениях бихевиоризма когнитивные процессы полностью выброшены из рассмотрения. Хитрец Скиннер сделал изящный пируэт: мы можем изучать процесс мышления? Нет. А раз нет, то значит это нас не интересует и следующий шаг - значит этого нет. "Видишь суслика? - Нет - А он есть!"
Развитие любого радикализма приходит через отрицание целого к отрицанию его самого. Скептицизм как радикализм в философии, отрицая философию, отрицает сам себя, радикальный конструктивизм как крайность в эпистемологии отрицает её и себя. Бихевиоризм балансирует на грани. Бихевиористы отрицают свободу воли. Но что тогда получается? Если я в качестве доказательства свободы воли я сделаю что-нибудь, что в явном виде мне несвойственно и ничем не стимулировано, докажет ли это наличие у меня свободы воли? Из общих соображений да. А с точки зрения бихевиориста нет. Он может возразить, что стимулом к моему поступку было желание доказать бихевиористу наличия у меня свободы воли. Казалось бы этим аргументом он должен поставить меня в тупик, а на деле имеем шах и мат бихевиоризму. Ибо такое замечание делает бихевиоризм нефальсифицируемым, а следовательно, лишает его статуса научности, которым бихевиоризм так грезил.
Так что, увы, увы, но как бы ни хотелось профессору Скиннеру, но на теорию ВСЕГО не дотягивает, хотя, конечно же, очень хороша.