9 мая

May 10, 2007 20:46

Простите пехоте, что так неразумна бывает она.
Всегда мы уходим, когда над Землею бушует весна.
И шагом неверным, по лестничке шаткой, спасения нет.
Лишь белые вербы, как белые сестры глядят тебе вслед.
Лишь белые вербы, как белые сестры глядят тебе вслед.9 мая - праздник особенный и самый любимый. Потому как не совсем праздник. А точнее - совсем ( Read more... )

Leave a comment

joy_for_ever May 10 2007, 17:56:50 UTC
Аня, а извини ради бога, почему "не победа, а окончание войны"? Заключение с противником перемирия на условиях его безоговорочной капитуляции - это не победа?

Reply

anvanie May 10 2007, 18:02:08 UTC
Вань, я не говорю об исторических реалиях. Я говорю о том, как я воспринемаю данный... праздник. Он - не веселый с криками "ура", "россия вперед!" и т.д. Он - грустный и горький с песнями Булата Окуджавы, лицами с пожелтевших фотокарточек и влажными глазами ветеранов.

Reply

joy_for_ever May 10 2007, 18:30:57 UTC
Аня, ты знаешь, по-моему, ты воспринимаешь песни Окуджавы и связанные с ними ощущения как нечто в себе, оторванное от всех чувств, которые их породили. Вообще-то, ощущение того, что в этой войне, как ни странно, воевали на "правильной" стороне, спасили свою страну и победили, и радость и гордость по этому поводу - необходимое слагаемое в этих чувствах. И ощущение это ничего общего с тем, о чем ты говоришь, не имеет. Где ты, собственно, наблюдаешь крики "ура", "россия вперед"? Кстати, в официальном отношении к Победе советского времени этого практически не было.

Reply

anvanie May 10 2007, 18:39:14 UTC
Я вчера общалась с ветеранами. У меня бабушка - участник войны, защищала мгу во время бомбежек. И при слове "война" у всех стекленеет взгляд и напрягается тело. Они вспоминают. Радость и гордость от победы - ничто по сравнению с болью и ужасом.

А крики я наблюдаю на улицах. До и после салюта, в частности. А еще я наблюдаю группы агрессивно настроенных молодых людей и девушек, кричащих что-то там про эстонцев. А это, на мой взгляд, вообще кощунственно.

И я не говорю сейчас ни о каком "официальном отношении" к 9 мая. Я говорю - о том, что творится в душе, сердце и памяти.

Reply

arsinoya May 10 2007, 19:48:31 UTC
Про то, что ты говоришь Юрий Левитанский великолепный стих написал:
Ну что с того, что я там был.
Я был давно, я все забыл.
Не помню дней, не помню дат.
И тех форсированных рек.
(Я неопознанный солдат.
Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лед -
я в нем, как мушка в янтаре.)

....

Ну что с того, что я там был,
в том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне -
война участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
дрожит на скулах у меня.....

Reply

anvanie May 13 2007, 17:02:10 UTC
Спасибо...

Reply

у нас получается разговор немого с глухим anvanie May 10 2007, 18:57:29 UTC
Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.

(Булат Окуджава)

Reply

Re: у нас получается разговор немого с глухим joy_for_ever May 10 2007, 21:12:44 UTC
Аня, рассуждать о таких вещах абстрактно, в отрыве от истории государства, с которым они происходили, просто "с позиции песен Булата Окуджавы", нельзя. Потому что нет и не может быть такой позиции. Даже песни Булата Окуджавы о войне получают какое-то значение только в связи с этим самым "историческим контекстом". Иначе само участие людей в этой войне превращается в случайное бедствие; и сама эта война превращается в случайное, непонятно как случившееся бедствие; и уроков из нее никаких, как из любого случайного бедствия, извлечь нельзя. Отчасти оно таким и было; для кого-то оно было таким 100%-но; но оно не было таким для всех. Тем, кто "хотел забыть", как пишет Катя, прежде всего было что забывать; и уж для них эта война и участие в ней просто случайными бедствиями не были. Иначе они про нее не писали бы - вообще, скорее всего, не писали бы ничего. Или писали бы примерно так:

То была книга Геббельса. Принадлежала она тридцативосьмилетней незамужней дочери хозяев дома, живших здесь всего несколько недель тому назад ( ... )

Reply

anvanie May 11 2007, 14:13:17 UTC
Я еще раз прошу тебя понять, что мы говорим о разном. Поверь, я знаю "исторический контекст". И где я писала про "случайные бедствия"? Просто когда я думаю о своем дедушке, которого я знаю исключительно по рассказам, мне наплевать на исторические реалии, на то, из-за чего, почему, в каких условиях и т.д. произошла эта война, на которой он получил ранение, от которого не оправился до самой своей смерти.

Я - человек эмоциональный. И тут я пишу не научную работу на тему Великой Отечественной. Тут я выражаю свои эмоции и чувства.

Reply

кстати dagma May 11 2007, 17:34:12 UTC
>> Я - человек эмоциональный. И тут я пишу не научную работу на тему Великой Отечественной. Тут я выражаю свои эмоции и чувства.

вообще-то она права

Reply

Re: кстати joy_for_ever May 11 2007, 23:53:41 UTC
Галя, Аня здесь права по одной простой причине - потому что в чувствах человек не бывает не прав и с ними бессмысленно спорить. Не спорю :) Только 9 мая 1945 года в жизни тех, кто пережил этот день, - тоже определенного рода чувства; и у меня сильные сомнения, что их Аня понимает правильно.

Reply

anvanie May 12 2007, 07:01:33 UTC
Вань, а я не высказывала в посте ИХ чувства и эмоции. Я высказывала свои. И, кстати, в такой же степени, как не понимаю ИХ чувства я, не понимаешь их ты. Ибо тебя там тоже не было.

Reply

joy_for_ever May 12 2007, 10:24:16 UTC
Аня, как мне не хотелось бы прибегать к талейрановскому "Кто не жил до 1789 года, тот может считать, что вообще не жил", а приходится. Я худо-бедно застал то самое, что условно назвал "официальным отношением" к войне в конце советского времени, хорошо помню фильм "Великая Отечественная", отснятый (вернее, смонтированный великим документалистом Романом Карменом) вскоре после 30-летия Победы и начинавшийся словами Брежнева "Двадцать миллионов жизней советских людей унесла эта война: наш народ не забудет ее никогда", совсем хорошо помню празднование 40-летия Победы; "Обыкновенный фашизм" Ромма я смотрел тоже еще в те годы. Все это отражало, в общем, искренне и нелицемерное восприятие войны именно ее современниками, людьми, которые тогда формировали в очень большой мере лицо страны. Я не помню, чтобы в те времена хотя бы один раз кто-нибудь из них позволил себе хотя бы на минуту забыть о том, что война - это прежде всего горе и боль. Ура-патриотические пошлости не выговаривались практически ни одним из тех, кто был современником, тем ( ... )

Reply

anvanie May 12 2007, 10:55:58 UTC
что касается ощущения, что война - это просто случайные боль и горе

Не приписывай мне того, чего я не говорила.

Reply

Re: у нас получается разговор немого с глухим arsinoya May 13 2007, 17:17:37 UTC
А почему нельзя смотреть на войну глазами Окуджавы? Зачем нужет этот контекст, когда речь идет об экзистенциальных проблемах! И почему Вы думаете, что для обыкновенного человека война не была этим "случайным бедствием"? Это - по Ясперсу, настоящая пограничная ситуация, и не важно, случайна она или нет, важно, что принесла она индивидуальному сознанию..

Reply

Re: у нас получается разговор немого с глухим joy_for_ever May 13 2007, 21:14:11 UTC
Горит и кружится планета [перевожу с поэтических метафор на язык исторического-контекста: весь мир постигло бедствие, причем не потому, что свалился астероид, а по вине одного из государств, отличающегося от других принципиальной античеловечностью и неверностью в замечательном сочетании с агрессивностью],
Над нашей Родиною дым,
А значит нам нужна одна Победа,
Одна на всех [мне интересно было бы знать, какой смысл в этом контексте может иметь слово все, помимо обозначения всех соотечественников-сограждан, ведущих войну во имя выживания своего общества и государства под ударом другого государства] - мы за ценой не постоим,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Как видишь, контекст есть...

Reply


Leave a comment

Up