"Твин Пикс" хорош тем, что можно принимать за точку отсчета любую деталь и выстраивать вокруг нее напластования объяснений. Потом другую деталь, третью… Бесконечное множество вариантов и версий. Если верно, что некое понятие Джоудэй означает окончательное объяснение и оно обладает бесконечным отрицательным потенциалом, то почему так? Не потому ли, что это объяснение какой-то сути невыносимо для человеческого разума? «Ты не хочешь этого знать» - говорит Хоук. И верно, если знание невыносимо, то не хочу. А если его знание неизбежно надвигается? Не постараюсь ли я избежать столкновения с ним, не отступлю ли, не попытаюсь ли спрятаться?
Джефрис показывает Куперу символ зловещей совы из гоствудских лесов, крылья которого складываются в иной рисунок. Обозначающий восьмерку. Что давно считается символом бесконечности. Лента Мёбиуса, замкнутая сама на себя. Но эта бесконечность имеет - да, да! - вход. Который обозначен некой точкой. И место входа в ней - то же, что и место выхода.
«В мире существуют могущественные силы зла» - говорят парни из Читальни Куперу при посвящении. Для ума человека всегда невыносимо знание о том, что эти силы зла заключены в нас самих. Иррациональность, животные инстинкты, садизм - чего-только нет. Иногда человеческое зло не мотивировано вообще никак. Не здесь ли таится позыв к бегству от этого знания? К объективации зла вне нас, какие бы формы оно не приняло - духи, вигвамы, злые двойники и т. д. Это важный момент, который хотелось бы отметить. Ведь если принимать, что мир персонажей "Твин-Пикса" - сон, в котором все они (или не все?) снятся друг другу и видят сон о самих себе во сне, то почему они погружены в этот сон, почему они скрываются в нём от реальности? Не потому ли, что она невыносима?
Рафинированный идеалист Купер из первого сезона готов на всё, даже на самопожертвование. Но ради чего, только ли ради спасения Энни или сущности Лоры? Или же и ради разгадок Зла? Безусловно, ради и того и другого. Он тяготеет к тёмным тайнам. Сон-сюжет третьего сезона показывает в нем борьбу этих двух сущностей Купера, который расщеплен внутри самого себя. Потому то, осознав морфеоидное естество бытия или как минимум собственного восприятия, он всё же возвращается туда же, в точку входа/выхода в бесконечность метаморфоз, которую дарят Черные и Белые, но одинаково далекие от человека полюса Запредела. Спасать непостижимую сущность испорченной но светлой Лоры разгадывать тёмные, но такие манящие загадки Тьмы. И возвращается в бесконечную восьмерку, из которой, кажется, он это понимает, ему не выбраться.
Не этого ли объяснения не хотел давать Хоук? Это бесконечная кутерьма и манифестирования зла и бессмысленности, которые бесконечно тиражируют себя в любом варианте развития сна/жизни.
Но это же понимает и Лора в финале. Лора всегда - триггер, спусковой крючок, который запускает цепочки событий, создает возможности, связывает и развязывает миры, ибо в ней сплетены противоположности.
Но, увы. Не потому электричество в доме Палмеров/Тремондов/Чалфондов вырубается, что она кричит, а кричит она от того, что оно погасло. «Сейчас электричество меркнет. Что мы будем делать в наступающей тьме?» - вопрошает умирающая Маргарет/Дама с поленом у Хоука.
И действительно, что?