Имена Бога и умолчание Мессии

Apr 09, 2017 18:41



Сомнения - это пища для верующей души, и никакая наука, никакая догма не в силах отобрать эту пищу.
Сегодня начинается неделя Ваий. Самое время читать Библию. Тем более происходит столько событий, имеющих отношение к духовному миру.
И эти события заставляют пересматривать и перетряхивать однажды устаканившиеся в голове модели. Особенно когда речь идёт о некоторых именах в Библии.
Сегодня, во время чтения книги Берешит (Бытие) в сознании явственно клацнуло: нет, не зря в этой первой книге стоят две версии сотворения человека. Не случайно. Это имеет отношение к чему-то, загадочному, подверженному умолчанию. Давайте вспомним.
В первой истории идет речь о том, как сотворил Бог "человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте (над всем живущим на ней)" (Быт 1.26-28). Причем, в пищу Бог определил им растения.
Чувствуете, как это звучит? Созданы богоподобные существа, владычествующие над землею. Созданы как веганы. Созданы без всякой мотивации, потому что это "хорошо весьма". И Творец называется исключительно Богом.
А во второй версии тон совершенно иной. Творец здесь не просто Бог, а Господь Бог, создавший  всякую полевую траву и кустарник, которые, однако же, пока не росли, потому что "не было человека для возделывания земли". Не было и дождя, а лицо земли орошал некий "пар". И вот тогда "создал Господь Бог "человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт 2:7). И вот этого "второсозданного" человека Господь Бог поместил в рай на территории Едема на востоке. И пока первосозданные люди где-то плодились и размножались, наполняли Землю по завету Бога, второсозданный человек жил в Едеме под наблюдением Господа Бога, в неком орошаемом дендрарии или заповеднике с элементами теплицы. (Или резервации?)
"И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2:15)
Так-то. В Едем второсозданного человека взяли с определенной целью: обрабатывать его и сторожить, беречь, ухаживать.
Согласитесь, обычными буквами написано. Не зашифровано, не сказано метафорически. И при этом этот смысл совершенно ускользает из сознания. Как будто поставлен некий блок. А что, может и поставлен. Кто сказал, что в нашем существе открытый код, а не защищенный от взлома? И да, как отмечали до меня многие другие, в отличие от Бога Господь Бог применяет для создания женщины - "помощника, соответственного человеку" - манипуляцию с изъятием "под наркозом"  ребра, из которого создана женщина. Первосозданная женщина была равна мужчине способом своего создания, второсозданная же - плоть от его плоти и тем самым находится в подчиненном, зависимом положении. Разве не так? Про аналогию с генной инженерией я даже молчу, это уже сказано-пересказано сотни раз, не суть важно. Важно то, что Бог, как творец выступает существом на порядок могущественнее чем Господь Бог, обладающий технологическими, если угодно, возможностями. Как селекционер. Который, при этом, нуждается в человеческом труде. Который дает хранителям своей "селекционной станции" личные имена, что свидетельствует именно о близком, тесном, личном общении. В одном пространстве\времени, в одной реальности с Господом Богом.
Можно, конечно, как ученые-библеисты говорить о том, что это фрагменты разных источников, которые ветхозаветными  писцами неудачно скомпонованы. Но я, в отличие от них, на глубинном уровне ощущаю, что речь идет не о мифе, а об эхе реальности, которая явилась фундаментом нашей цивилизационной истории.
Можно, как теологи, говорить о том, что второй фрагмент подробно описывает создание человека, о котором более общими фразами сказано во фрагменте первом. Да вот только не убедительна эта версия. Тон другой, смыслополагание иное, мотивация создания появляется какая-то, прямо скажем, утилитарная. Как будто бы речь идет не о том же богоподобном человеке, а о совершенно ином существе, с гораздо более ограниченными правами. У него есть территория, к которой он прикреплен, обязанности, запреты, причем, под угрозой смерти. Он предстает заранее пораженным в правах по сравнению с теми, первосозданными, которые счастливо себе существуют на периферии внимания Бога (и Змия). И судьба этого, созданного из праха Адама, естественно, заканчивается трагедией. Как и судьба всех его потомков, в общем. Потому что в следующую эпоху, в которой Библия перестает называть имя Господь Бог и оставляет только имя Господь, с потомственной линией Адама случаются страшные вещи: первоубийства, изгнания, сожительство с загадочными "сынами Божиими" и в итоге Потоп. Который, как принято считать, уничтожил всё живое кроме рыб и пассажиров Ковчега. Так что вся казуистика про первосотворенных и второсотворенных на этом месте теряет смысл, потому что Потоп уничтожил бы и тех и других. Если, конечно, они были всё же плотскими существами, а не духовными, по образу и подобию Бога. Или чем-то иным, нам не ясным.
Но вопросы не разрешаются. Странно, что тот, кого называют в эту эпоху Господь (как сказано, при Еносе стали призывать имя Господа), уничтожил сотворенное в то время, когда его называли еще даже не Господом Богом, а просто Богом. Любопытно, что Господь раскаялся, что создал человеков, когда они умножились, но с Ноем он общается большей частью под именем Бога. Господу Ной устраивает жертвенник, приятное благоухание которого тот очень плотски обоняет, но с Богом заключает семья Ноя очередной завет и снова именно Бог благословляет людей и дает им заповедь плодиться и размножаться без особых взаимных обязательств кроме запрета убийств и поедания плоти и крови. да и правда, что может человек дать или сделать Бессмертному Духу? Правильно. Ничего. Он и потребовать для себя ничего ценного не может от человека, кроме признания и уважения. Но параграфом раньше он рад был запаху жарящегося мяса на жертвеннике!

Как будто разные ипостаси Всевышнего борются друг с другом: одна повелевает размножаться, другая сводит под корень, одна создает людей свободными и без обязательств, другая для труда, наказывая за нарушение дисциплины весь род, одна создает людей из радости чистого творчества, свободными и для счастья, другая творит методами вивисектора и наказывает за мелочи, причем исходящие от самой природы созданного (ею же?) человека.
Ну странно же, разве нет. В СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СЕГОДНЯ ТЕОЛОГИИ СОДЕРЖИТСЯ ВНУТРЕННЕЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ. Вроде бы всего лишь имена, но почему под этими именами Сущий ведет себя по-разному?

Количество вопросов, которые возникают после такого анализа маленького фрагмента Библии, бесконечно. Почти все они господствующими конфессиями будут рассматриваться как ереси, и со своей точки зрения их представители будут правы. Но на богословие не поставишь копирайт, и, к счастью, сегодня уже нет инквизиции.
Достаточно и полудюжины из этих вопросов, чтобы перестать спокойно спать от онтологической интриги. Являются ли Господь Бог и Бог этически одним и тем же? А Отец Небесный и Сын Человеческий - это точно те же самые сущности, о которых идет речь в Бытии? А тот, кто перезаключал завет с Ноем? А тот, кто говорил с Авраамом? А тот, кто вёл Моисея? Они все ведут себя по-разному, требуют разного, и от разных людей. Может, Библия - это только про несчастных потомков Адама, а не про тех, которые свободные и счастливые первосозданные канули в водах потопа? Или из этого "потока" канули тоже не все?

Возможно, истоки гностических учений черпали вдохновение как раз из этого противоречия.
Но посмотрим на то, что говорит Иисус. О том, что надлежит родиться свыше. О том, что некоторые люди даны ему Отцом, а некоторые "порождения ехиднины". Но странно это только на первый взгляд.
Ведь ни Адаму, ни его роду никто не обещал вечной жизни после смерти. Может, Аврааму? Нет, нигде не сказано о том, что он надеялся на это. Может, Моисею? Да тоже нигде прямо не сказано. Откуда же появилась уверенность в этом?
Есть очень сильное ощущение, что Иисус всё же принёс на землю Новую религию, а не продолжение истории с Потопом, Исходом и Законом. Или так - инсталлировал настолько кардинальный апгрейд, что в прошивке человека повилась вновь или была восстановлена опция "бессмертия", потерянная ещё в незапамятные времена.
Конечно ж, проступок Адама и евы не был достойным смерти, и если это произошло, то только потому, что этический кодекс "смотрящего" за человечеством в ту эпоху отличался от этического кодекса первого Создателя, Сущего, который не обрекал свои создания на страдания. И этот кодекс совпадает с кодексом Иисуса. Но в кодексе церкви мы снова много веков наблюдаем откат к пенитенциарному аду и т.д. Вечная борьба внутри божества?
Иисуса из Назарета - Христа, мессию - упорно называли Царем Иудейским, а сам он на протяжении всего своего помазанничества объяснял, что его власть лежит вне материального "сего мира" и апеллировал к Отцу с небес, себя называя Сыном Человеческим, но иногда и Сущим. Это было туманным даже для современников, не говоря уже про нас с вами.  Если Савл не был бы столь продуктивным теологом, сумевшим перебросить мост от узкоэтнической религии, узкоэтнического мессианства к другим народам, жертва Иисуса "повисала бы в воздухе", не имея онтологической опоры. Савл, ставший Павлом после внезапного религиозного опыта, написал три концептуальных текста - "К евреям", "1-е к Коринфянам" и "К римлянам", в которых связал воедино Адама и Христа, и разъяснил суть главной миссии Сына Человеческого, который, в общем, сам об этом скромно умолчал. Ученики Иисуса понимали его смерть и воскресение как доказательство того, что он предсказанный пророками Царь-мессия. Ну, кроме Иоанна, который догадывается что Слово (Иисус) было Бог. Павел, не знавший Христа лично во время его пребывания на земле, тем не менее, также уверенно отождествил Его и Его Отца Небесного с тем самым существом, которое создало первопредков. Так Библия, наконец, закольцовывается. Но остаётся ощущение, что концы с концами могли и не сойтись.
После Вознесения Христа его жизнь, смерть, воскресение и миссию интерпретировали на разные лады много веков. Но лично мне в сегодняшний пасмурный вечер интересна тайна упоминания в Библии разных эпитетов Всевышнего, двойное сотворение человеков и загадочное умолчание Иисуса о том, что он пришёл выкупить людей у смерти за грех Адама. Такое ощущение, что мы, как всегда, упустили много чего важного и потому сегодня по-прежнему ничего не понимаем в тех вещах, которые, собственно, заложены в фундаменте нашей истории.

P.S. Важное пояснение в конце. Здесь я излагаю свою веру и сомнения, а не намереваюсь навязывать её, корректировать или критиковать чью-либо ещё. Мир всем, и плодов духовных от Страстной недели.

ересь, смысл понятий, Теологическое, христианство, личное мнение, переоценка ценностей

Previous post Next post
Up