Новый еврейский музей

Nov 25, 2012 23:21

Как известно, в Москве полтора года назад один еврейский музей уже открылся. Он частный, маленький, но может похвастаться большой коллекцией всяких аутентичных вещей (культовых предметов - синагогальных и домашних, - книг, посуды, картин, профессиональных предметов. Есть даже настоящая погребальная телега). Экспозиция музея - это такой этнографический рассказ: говорится о неком представлении или обычае, демонстрируются предметы, которые с этим связаны, и рассказывается, зачем они нужны.

Две недели назад под эгидой ФЕОР (Хабад) в Москве открылся новый еврейский музей. Он расположен в Бахметевских гаражах недалеко от приснопамятной Мойшехряковки. Открытие было очень помпезное, приезжал президент Израиля Шимон Перес, был МИД России Лавров, речи-презентации-пресса.

Новый музей тоже посвящен истории евреев именно России. Но на этом сходство заканчивается: он огромный (мы обошли почти все часа за 4), очень богато, дорого и круто сделанный (все интерактивное-переинтерактивное, на каждом шагу - сенсорные экраны, тут полистай фотографии, тут потыкай в разбегающиеся по экрану строки и собери их во что-нибудь, тут выбери себе исторический костюм и сфотографируйся, тут посмотри, тут послушай, тут еще что-нибудь, в зале, посвященном войне, выставлены настоящие танк и самолет).

Начинаетя все с 3Д-кинотеатра, в котором показывают 10-минутный фильм про библейскую историю. В такт повествованию об особо драматических событиях кресло под тобой начинает трястись, в лицо - брызги воды, в 3Д-очки летят песьи мухи, булыжники и прочая дрянь, - огромные экраны, роскошный звук и все такое.

А потом - рассказ собственно о евреях России. Довольно конспективно - до конца 19 века. Потом куда более пожробно - начиная с погромов 1881 г., политического "пробуждения" русского еврейства, первых волн эмиграции, первых партий и светских идеологических движений - вплоть до современности.
В каждом зале интерактив и компьютеризация представлены по-разному. То с огромного экрана историки говорят о погромах Гражданской войны, а на полях того же экрана - кадры исторической хроники, то на экран выводятся несколько персонажей, про некоторых из них есть ролики - и тебе предоставляется их просмотреть выборочно, то в кафе "Франкони", воспетом Шолом-Алейхемом, подсаживаешься за столик к Дубнову - а столик-то сенсорный! И прямо со стола на тебя выпрыгивает огромное лицо историка и начинает рассказывать про массовую эмиграцию евреев из России и про сионизм.

Й. говорит: самосознание современных западных евреев - тех, кто родом из Восточной Европы, - зиждется на трех китах:
1. Холокост,
2. Израиль,
3. Местечко.
Тут есть про все это, причем в наибольшей степени - Холокост, на втором месте - местечко.

В середине 19 века Г. Грец (Wissenschaft des Judentums) сформулировал концепцию еврейской истории, которая в первом приближении выглядит примерно так: на протяжении всей истории еврейский народ угнетали, притесняли, громили и мучили - а он отвечал на это тем, что создавал великую религиозную литературу (Библию, Талмуд, комментарии, Каббалу и т.д.). В основе музея лежит модернизированный вариант того же: евреи подвергались гонениям, дискриминации, погромам и попытке полного истребления - а отвечали они на это тем, то выталкивали из своей среды выдающихся и просто известных людей: от Бешта до Жванецкого.

В центре - политическая история в ее еврейском аспекте (как обернулись для евреев политические катаклизмы в России и СССР). Рассказ про конец 19 - начало 20 века устроен самым логичным, наверное, образом: события русской истории - вызванный ими раскол еврейской общественности и реакция каждой группы. Но почему-то такого нет ни про более раннее, ни про более позднее время. А рассказ про внутреннюю еврейскую многовидную и пестрообразную религиозную интеллектуальную жизнь охватывает почему-то только 18-й век.

Почти ничего нет про литературу (как еврейскую, так и участие евреев в русской литературе), искусство (ни слова - про Антокольского, про витебскую школу и Шагала, Культур-Лигу, советский конструктивизм), есть, но мало - про музыку, почти ни слова - про иврит (все названия приводятся по-русски, по-английски и на идиш, что меня, как идишиста, конечно, не может не радовать, но ни звуком не обмолвиться про религиозную и художественную литературу на иврите, лошн-койдеш и современный иврит, гебраизм и т.п. - странно). Очень мало - про этнографию (хотя это, может быть, и правильно: тогда бы второй музей дублировал первый).
И слово "хмельничина" зачем-то написано через ТЧ

Но все равно - сходить стоит, потому что это очень грамотно сделанный и взвешенный исторический обзор. Много впечатляющих исторических кадров, много интересных отсканированных фотографий и документов, какое-то количество не очень широкоизвестных фактов. Да и просто интересно.

(продолжение следует)
Previous post Next post
Up