Что говорит Ира. И чем героический Даниэль.

Mar 28, 2019 18:01

Старый тэг, может уже и скучно это читать.
Но для нас это событие - и мне надо записать это в архив, которым стал мой журнал.

Тэг-то старый, то, что произносит Ира давно попадает в глагол "говорит" - но как же меняется качество ее говорения!!

Вчерашнее эпохальное - она сформулировала свое желание (не нужду, а желание) спонтанным сложноподчиненным предложением. Коротким. И на следующем шаге диалога она свалилась в эхо, а потом в свой шаблон, но блин! Первым предложением был прорыв! И это значит она так может. И это значит она так будет больше и больше. Это как ее первые пять шагов без рук в середину комнаты в ее 3 три года, после которых она 2 месяца руки не отрывала. Но я уже понимала, что она пойдет. Сама по своим делам. Так и вчера - я поняла, что она будет говорить по своему желанию.

В общем.

Ужинаем. Просто ужинаем. Сидим за большим столом и как-то тихо за столом, все проголодались и не болтаем. Вдруг Ира тянет руку.
Я, не поворачивая головы к ней:
- Ир, хочешь добавки? (Как-то стихийно сложилось, что она поднятой рукой просит добавки. Я спрашивала кто хочет добавки, у Ирки был полный рот, но она видела что пока прожует добавка может и уйти, и она подняла руку. И так закрепилось)
Ира:
- Нет. Хочу первая говорить у кого что было хорошее.

Я перестала дышать. Мы так делаем иногда за чаем вечером. Рассказываем у кого что было хорошее за день. И доходит ее очередь и она что-то свое односложное говорит. Обычно: я делала зарядку. Или просто: зарядка. Мы ее раньше хвалили за это и у нее снова-таки закрепилось, что зарядка - это хорошее и похвальное. И если бы я завела разговор у кого что хорошее, а она по очереди и по образцу за другими детьми сказала - то я бы и не стала вам писать. Это наша рутина и три слова Ира исправно уже связывает, и после других в заданном стиле и формате может сказать про настроение и кофту на ней. Но вот чтобы так! Полным предложением? Без вступительного вопроса? Без образца? Спонтанно! Вау. Просто одно огромное Вау.

Я говорю: хорошо, здорово, давай ты первая.

Она похоже сама испугалась тому, что у нее получилось. Так широко и полно. И она на самом ответе уже слилась в свое стереотипное: Я делала зарядку.

Я: нет, это не интересное, это не пойдет. Скажешь что-то другое интересное?
Ира (уже очень очень тихо, перепуганная своей говорливостью вконец): мы с классом ходили.

Я открыла рот спросить дальше, но не успела. Ира тихим эхом включила дальше свой аутистический круг информации: куда? в кино. в какое кино?

Мы все сидели прибалдевшие от такого прорыва. Робко хвалили ее и тихо жевали дальше. Ира выдохнула и через минуту сформулировала: Даня! Теперь ты первый говори что хорошее.

Это была уже неправильная конструкция. Уже не так бойко - но Даниэль понял и стал рассказывать как он прошел IQ тест с отличным результатом. Честно говоря, вот если уточнять - то у Дани лучший результат по этому тесту во всей его школе. А школа у него - на минуточку - для талантливых детей. Так что вообще-то скажи он эту новость в другой момент - мы бы орали ура и подбрасывали его к потолку. Но просто после ириного внезапного цицероновского припадка - уже не было эмоций восхититься как он того стоил... Я правда насилу нашлась, переварила произошедшее и начала дышать снова. Похвалила Даника, дослушивала в тумане про алинкину вкуснейшую кашу и про какие-то майки на физкультуре у Наденьки. И потихоньку осмысливала...

Она будет говорить. Не только эхом. И не только шикарными мемами, которые за ней повторяет весь наш круг общения... Она будет говорить и просто. Когда захочет вызвать на разговор или похвалиться, когда захочет дать или получить. Пишу и снова плохо дышу. Неужели. Не тороплюсь ли я. Не приписываю ли ей. Нет. Она именно так и сказала. Тихо и очень четко. Сама-пресама.

Чтобы вернуться в бодрую тему. Восхититесь школой, которая ходила в кино. Они на самом деле не классом ходили а всей школой. Кино выбрал "студенческий совет". Вот как звучало письмо от иришкиной учительницы накануне: "Дорогие родители
Плавание в среду отменяется, так как мы идем в кино в это время. Мы идем смотреть «Как приручить дракона 3». Это совместное мероприятие для всей Баккесколен, которое инициировал студенческий совет!"
Ну вот то есть такие как Ира проголосовали что они хотят в кино совместным походом, и учителя подвинули расписание. Неплохо да? Студсовет в школе для детей с РАС. Один этот факт стоит отдельного рассмотрения.

Ну и просто взяла для вас первое попавшееся письмо от тьютора Ириши, я буду их иногда вывешивать, хотя мне, если честно, хочется вывешивать каждое. Это было письмо в тот день когда Ира первый раз ехала в школу на школьном автобусе сама, а не я ее отвозила.

"Привет домой.

Сегодня утром подобрали у автобуса счастливую Иру. Мы занесли сумку в класс, после чего Ира выбрала игровую площадку на своей доске выбора ("игра в классе" или "игровая площадка")
Сегодня нас посетил школьный терапевт, чтобы наблюдать как Ира и Айра общались.

Потом мы сидели и играли с принесенными Ирой куклами перед утренним митингом. Ира хорошо участвовала в митинге и выбрала «трех маленьких обезьян», когда мы собрались петь.
Дальше в этом дне были математика, игры, iPad (датский язык) и песочница.

Хорошего дня."

Ну вот как-то так со школой.
И да - они вообще не говорят с ней по-английски. Только по-датски. Говорят, что все понимает. И они передают нам домой сделанные Ирой листики с датским. Слова обводит, буквы подставляет в слова, ну и из небывалого - но датчане никак не сдаются - обводит буквы в крупных прописях. Не нарадуюсь.

Не читайте чего не бывает в диагнозе. Вот реально все в этом мире бывает...

И актуальная фотка этих двух героев. Достижения у них сильно разные. Но доблесть схожая. И гордость наша схожая. Одна с синдромом уже не только самостоятельно ходит по своим делам, но и самостоятельно говорит по своим делам. Другой без синдрома - имеет лучший iq среди детей от 8 до 15 по Копенгагену. Скромные такие наши герои :))) Гуляют. По деревне.


счастье есть, Иришка, датская школа, Дания, говорит Ира

Previous post Next post
Up