И это не просто красивое название. Это очень красивая история. Старых жизней и наших современных тоже...
Первое вступление со стороны.
У белорусов есть одна реликвия:
Крест Ефросиньи Полоцкой. Не знаю есть ли у нас вторая такая. Это 12 век, редчайший случай, когда известно имя мастера - Лазарь Богша. Тончайшая ювелирная работа и богатая история, связанная с передвижением этого сокровища через века, разные руки и разные эпохи. Вернее сказать святыня эта у белорусов была, потому как в Великую Отечественную крест пропал и след его пропал. Мы (белорусы в смысле) в конце 90-х сделали новодельную копию, освятили, под стекло положили, но понятно что это так - для музея, все ждем не всплывет ли где-то сам крест, то в Германии его следы были, то в США... Ну в общем, в головах и сердцах - это у нас наша белорусская реликвия. Любой образованный знает.
Второе вступление изнутри моей семьи. Года полтора назад
Юре пришел заказ выполнить качественную копию датской святыни -
Креста Дагомар. Найден в 16 веке, выполнен в технике византийской перегородчатой эмали (с чего бы это в Дании-то византийская техника?), мастер неизвестен, маленькие простые копии дарят девочкам как нательный крестик, а красивые дорогие копии - свадебный подарок невесте на свадьбу. И выполнив эту тонкую работу заказом на сторону, он сделал еще 2 копии в семью. Один из этих крестов был на моей шее в день моей второй свадьбы. Я безмерно горжусь юриным мастерством, к нему уже привычно приходят заказы по принципу "больше никто не может сделать, может у вас получится". И у него получается, он скромный, не афиширует себя, но в узких кругах специалистов - он известный спасатель неспасаемых шедевров и мастер с тонким вкусом и золотыми руками. Ну а про его великодушие и умение любить и смотреть поверх земного/мелкого - без объяснений понятно...
Вот его работа. Кто разбирается в тонкостях и цветах перегородчатой эмали - насладитесь.
Так вооот. Юра, пока делал работу - раскопал преинтересную историю. Он всегда погружается целиком, не просто паяльником и пинцетом работает, он проживает с каждой реставрационной вещью ее жизнь. Может потому они выходят такими шедеврами. После того как он мне рассказал на словах эту историю, я попросила ее записать. Он записал, и вот я ее с радостью причастности к открытию - публикую. Меня она очень будоражит и удивляет... Удивляет как красиво заплетаются человеческие жизни, следы от них...
"Белорусский след в датской истории.
Летом 2017 года мне позвонил знакомый художник-ювелир с вопросом могу ли я сделать реплику одного маленького, но сложного предмета. Я давно занимаюсь реставрацией и всегда с интересом берусь за сложную работу. Предметом, о котором шла речь, оказалась известная в Дании реликвия Dagmarkorset, по русски - Крест Дагмар. Оригинал находится в национальном музее Копенгагена. Он является одной из важных реликвий и имеет древнюю и интересную историю. История эта оказалась связана с землёй, на которой находится современная Беларусь.
В 1683 году при раскопках под полом напротив алтаря в церкви св. Бендта в городе Рингстед, когда готовили место для захоронения короля Эрика VI и его супруги королевы Ингеборы, копатели наткнулись на два более ранних захоронения. Одно принадлежало королеве Дании Дагмар, а второе - королеве Швеции Регице. Там и был найден золотой нательный крестик, очень тонкой работы, выполненный в технике Византийской перегородчатой эмали.
В Дании сохранилась память о королеве Дагмар. Она была женой короля Дании Вальдемара II и проявляла заботу о простых подданных своего королевства. Предание гласит, когда она вышла замуж за Вальдемара II по традиции после первой брачной ночи ей полагалось просить у короля утренний подарок, в котором король не мог отказать. Вместо дорогих украшений и привилегий она попросила освободить всех узников и снизить налоги для подданных, что и было сделано. После этого королева Дагмар стала любимицей Датского королевства. И поэтому когда в том месте, где была захоронена королева Дагмар, нашли крестик-реликварий, естественно что драгоценность назвали в честь добродетельной и всеми любимой королевы.
Этот крестик состоял из двух половинок и хранил в себе, как предполагают, кусочек древесины креста, на котором был распят Иисус. Это очень ценный для верующих предмет, и не удивительно, что он найден в захоронении царственных особ. Удивительно то, что крестик выполнен в лучших традициях православной веры. А королева Дагмар - как известно - не была православной. Напрашивается вопрос: чей же это крест? Датские специалисты предполагают, что на самом деле крест принадлежит персоне из второго вскрытого захоронения. Так как они были расположены в одном месте и сильно пострадали от раскопок, то невозможно с уверенностью сказать, из какого именно из двух захоронений достали реликвию и кому она принадлежала при жизни.
Во второй могиле была похоронена королева Швеции Регица. Она была родной сестрой мужа королевы Дагмар - Вальдемара II. А так как Вальдемар II и Регица были детьми Вальдемара I и Софии Минской, то становится очевидным кому принадлежал православный реликварий. Вальдемар I (король Дании) по материнской линии был внуком Владимира Мономаха. София Минская была дочерью Володаря Глебовича князя Минского и Полоцкого.
А вот дальше самое интересное. До наших дней дошло имя мастера-ювелира, который выполнял заказы князей и знати на территории этих княжеств в те времена. Мастеров такого уровня не могло быть пять одновременно, выдающийся - бывает один. Его звали Лазарь Богша, а предмет который донес до нас его имя известен как крест Ефросиньи Полоцкой. Из надписи на этом кресте ясно, что Лазарь Богша сделал крест для Ефросиньи Полоцкой в 1161 году, то есть он жил и творил как раз в это время. Софии Минской в 1161 году шел 21й год, и так как она была дочерью Минского князя, логично предположить, что она имела предметы, изготовленные лучшим ювелиром княжества в то время. Учитывая перечисленные факты, можно предположить с большой степенью вероятности, что крест Дагмар «изготовленный неизвестным мастером», на самом деле изготовил Лазарь Богша для Софии Минской, которая подарила его своей дочери Регице (шведской королеве) на ее совершеннолетие или свадьбу, и которая в свою очередь была похоронена рядом с датской королевой Дагмар.
Мамчиц Юрий
5 февраля 2018 года."
От себя - Юра же изучал обе вещицы, он говорит, что после разбора деталей для него очевидно, что это одна рука делала. Ну или как минимум одна мастерская:)
Круто? да?
Может еще сто лет пройдет, пока историки докопают это и признают, может и не признают никогда, не до этого людям, каждой драгоценной вещице историю переписывать не набегаешься. А мне не важно это. Мне круто, что бесконечно красивый предмет с белорусскими корнями украшает витрину Национального музея Дании, а копия его есть чуть ли не в каждой датской семье. Очень хорошая копия преподносилась как свадебный подарок королеве Англии, а лучшая из копий перейдет по наследству моей дочери :) Современные датчане может уже и не задумываются с чего вдруг на святыне лютеранского государства изображен Иоанн Креститель да Иоанн Златоуст, да греческими буквами написано имя Господа. А я знаю. Вы теперь тоже.