На самом деле у меня в голове поста 4 крутится. Удивительно: как я стала свободнее, но упал градус нервозности - и прямо писать-писать времени нету:) Времени больше, а писать некогда.
Давно хочу написать про моих местных детей и их отношения, снова хватает чего написать про Иришку, прямо просится из меня что-то про Моне и его венскую выставку, а Японию и про нее - уже простила себя, уже видимо и не напишу. А! еще про Леванию.
А начну снова с Ирки.
Школа провела с нами - родителями, переводчиком (на этот раз не коммунальным а нашей русско-датскоязычной подругой), и психологом - годовое собрание. Объявили, что они все-таки не справляются учить Иришу эффективно, и потому будут искать ей другую школу. Наша завуч сама ездит по окрестным спецшколам и смотрит как там будет Ирише. Сказала, что пока не нашла такую, где бы Ире было ЗНАЧИТЕЛЬНО лучше, а пока "значительно" не нашла - то Ира будет оставаться у них, в общей школе, потому что (цитата) "если в другой школе Ирише будет немного лучше - то не надо ребенка дергать, тогда мы сами должны стать немного лучше, а если уж менять класс, то на значительное улучшение условий для ребенка". Пока "значительно" лучшей школы не нашлось - Ириша остается в этой школе, этом классе и так будет пока они не найдут лучший вариант. Спрашиваю сколько? Ответ: ну вот мы сейчас еще скоренько поговорим со школой для детей с аутизмом, но если и они нам не понравятся - то до конца года точно остается. Если не за эти 2 недели - то мы оставим Иришу еще на год и будем постепенно искать варианты. Потому что (снова цитата): "Иришка с одной стороны ребенок с очень тяжелым диагнозом и ей надо много помощи и плюс у нее нет датского языка и вроде как ей надо школа для тяжелых детей, но с другой стороны у нее такие академические навыки! у нее такой уровень развития, и если ее отдать в школу для тяжелых детей - там, по привычке отношения к тяжелым детям - будут к ней без ожиданий и это не будет ее стимулировать. Поэтому и такая школа Ире не подходит. В общем, получается что Ирина - редкий случай и надо хорошенько подумать и поискать место, где бы ей было действительно полезно быть"
Друзья мои, белорусские специалисты! Вот перечитайте последний абзац, плз. Еще раз суть: Иру в общем-то хотят перевести "классом" ниже, к более слабым детям, в школу с более сильной дополнительной помощью. И по форме я - травмированная мать - должна была бы вроде возмущаться и бороться (ну как я это делала бы в Минске и как делают большинство родителей: упираются, ругаются, пишут жалобы). А я - не обиделась, не уперлась, а очень благодарна этим людям. Потому что по их словам и действиям действительно реально видно, что они не избавляются от моего ребенка, не запихивают его куда-нибудь, а проанализировав их возможности и умения, формат школы и уровень других детей - они видят что не додают моему ребенку. И искренне стараются найти лучший вариант. И формулируют это с таким терпением, уважением и аккуратностью ко мне - что я легко соглашаюсь. Вот в этом существенная разница. Если бы наше родная белорусская ПМПК выглядела вот так как это датское собрание по определению образовательного маршрута ребенка - то вы бы имели послушных, смиренных, понимающих родителей, прислушивающихся к мнению профессионалов, а не борцов против вас, бездушных сволочей. Никто бы не ругался и не "выбивал" от вас нужных решений, родители прислушивались бы к вашим решениям. Просто попробуйте быть не судьями и вершителями, а быть помогающей профессией - и все. Отпадет 80 процентов эмоциональной реакции со стороны родителей и перестанет существовать 2 лагеря. Вы станете той самой командой вокруг ребенка.
Ну ладно, это было лирическое отступление, я не уверена возможно ли словами передать разницу, но попыталась.
А пока дальше
про суть. Описываю статус "не самого лучшего варианта" для Иры.
Две недели назад школа начала брать Иришку с 8 до 12 часов. Вот так постепенно за 2 месяца они вывели Иришу в общем-то на почти полный учебный день. Она "перевалила" за время обеда и теперь мы ей утром собираем ссобойку. Она гордо ее упаковывает в портфель, кладет в холодильник в классе, потом во время обеда гордо со всеми детьми достает и обедает. Приносит совершенно чистую пустую посуду обратно. Чувство коллективизма - великое дело!
Ире добавили второй день бассейна в неделю. Они попробовали взять ее в общую группу, но она мерзнет и дико верещит в холодном большом бассейне для групповых занятий, и школа оставила ей индивидуальные занятия. 2 раза индивидуальных с тренером заплывов в городском бассейне по соседству со школой. Я на собрании пыталась предложить им свою помощь, сказала давайте я буду приходить в дни бассейна и помогать ей переодеваться и мыться, мне несложно. Учительница подняла голову и сказала: сиди дома, а?? отдохни ты! (она впечатлилась когда я как-то расплакалась переживая как Ира справится, и она считает меня гиперопекающей матерью и все время требует от меня отдыха, моего отдыха в смысле). Завуч сказала витиеватее, но то же самое: спасибо за предложение помощи, но мы должны справляться сами, и Ира должна понимать что она с школе справляется без мамы. И они регулярно находят кому перехватить Ирку в девачковой раздевалке, кто ей поможет с полотенцами, душем, мылом и купальником и Ира стабильно без пропусков ходит в бассейн плавать.
Пошли дальше по неидеальному варианту. Школа вызвала в школу логопеда и реабилитолога. Они оба пришли, пообщались с Ирой, оба написали заключения, которые нам школа в копии выслала. Очень внятные рекомендации. Логопед оставила учителю вводные и они там собирают губами со стола кусочки какой-то нямки (которую приношу я поскольку у Иры диета) и делают логогимнастику.
А реабилитолог передал заключение в комуну и в местный реабилитационный центр и Ире поставили занятие спец ЛФК раз в неделю. Я кинулась спрашивать куда водить и как мне с ними связаться. Ответ: мы сами. Если будет у специалиста время ходить в школу в школьное время - мы организуем все сами, если вдруг не будет - то тогда мы свяжемся с вами и тогда уже повозите сами после обеда. Я сказала: да, конечно, я повожу! Но в течение недели они нашли-таки время в школьные часы и теперь я просто читаю в классно-родительком журнале запись: сегодня приходил Патрик и Ира занималась с ним упражнениями на укрепление спины...
Ну че там еще неидеального-то у нас... А! выдали айпад. С игралками на датском. Извинились, что как-то забыли про это и выдали так поздно.
Сделали ей визуальное расписание и выдали заламинированные пиктограммы поведения в школе - Ире оказывается! легче так себя контролировать (привет Юлиана и Наташа! покажу вам эти пиктограммы - оч похожи на ваши русские). Еще они ходили классом в кино, брали Ирку, а чтобы ей не было слишком громко - надели ей наушники, ну вот то есть они про детей с аутистическими чертами много не знают, школа не специальная, поэтому вот так скромненько подбирают варианты.
По-прежнему ее в 7.20 забирает под воротами дома такси, привозит под ворота это же такси в 12.15. Ира, уже завидя машину далеко в конце улицы, начинает голосить: Ааааандеееерс! ГооооомооооН! (Андерс, доброе утро). А сегодня было прикольно, мы вышли с ней немножко раньше времени и стоим ждем, а машины нету. И она - только что говорившая мне что устала и в школу уже не хочет и едва согласилась что пятница последний день так и быть сходит - стоит и поднывает: боюсь, он не приедет! мама, а если Андерс не приедет?
- Приедет, говорю, твой Андерс. Куда денется.
Приехал. Ира пропела свое "гомОооон" и нырнула в машину. Спасибо этой неидеальной школе.
Я ее все же немного побаиваюсь менять. Школу эту. Но ровно потому что пока еще не верю, что и в другом месте будет такое отношение. Вдруг это не среднедатское, а вот лично наша Гитте и наша Тильда и наш Николай и наша Регула и наш Андерс такие. Но если вдруг в другой школе будут такие люди и такое отношение - то какая мне разница как эту школу обзовут...
Это вот она раненько утром ждет машину, климат тут конечно суровый... Бывают такие очень хмурые утрЫ.
А это я нашла фотку Ира в школе пишет прописи такие. Они не знали что она вообще не может писать и учат. Посмеялись когда обсудили диагноз и все (я и их реабилитолог) сказали учительнице, что Ира писать не может и скорее всего не будет. Но учительница уже начала учить и сказала будет писать. Ну ок.
Еще немножко про занятия дома напишу. Поскольку школа освободила мне первую половину дня и заняла почти всю нишу "фан", то дома после обеда мы занимаемся пресловутой академической программой, завернутой в АБА - ну насколько Родиону пока хватает компетенций тут. В 13 они начинают заниматься, до 15. Это 4 урока по 20 минут и перемены между ними. Русское чтение, математика и датский обязательно. И меняются спорт-ОБЖ-домановские биты интеллекта в разные дни. Тут выложу видео и фотки, видимо будет проще.
Click to view
Это они занимаются за столом.
Это - домановские биты. Надо еще датские карточки ввести, наверняка быстрее пойдет этот датский. Как только силами собраться, разленели мы...
Это в перерыве ставят "опыты по физике", сегодня - разноцветное пламя, Ире очень нравится. Почти как в ванне плавать :)
Родион - предваряя вопросы - учится заочно на педагога-психолога в Минске, ездит туда на сессии и прошвырнуться принцем датским по минским друзьям, сейчас взял курс АБА по интернету - готовится, сдает что-то там, Ира для него - оплачивая мной практика. Он так имеет ребенка в работе для учебы и небольшой приработок, чтобы были деньги на карманные расходы. Вот. Ну и на курсы датского ходит тоже, по утрам, пока Ира в школе.
Мы ищем русскоговорящего супервизора. Вдруг кто захочет нас взять по скайпу вести. У нас есть тут датский супервизор, но мы видим с ней, что ее мало, она не знает русского, а Ире надо русский супервизор, а датский нам помогал бы только организовать связь с местным социумом, может обобщать навыки, генерализовать их. Я сейчас еще немного подожду, пока Родион сдаст первый модуль по АБА и тогда будем уже писать разным людям и подбирать супервизора, просить чтобы нас взяли. Ну а пока может кто сам к нам присмотрится... Мы открыты, и готовы к плотной работе по школе "поведенческого анализа".
Ну что еще. Надя немного занимается с Ирой логоупражнениями. Это ее "приработок". Страшно гордится что Ирка стала чисто выговаривать "л". Вчера все ее поздравляли с днем логопеда. :))
Еще делаем небольшой комплекс нейрогимнастики от нашей минской Ани Давидович, Аня нам написала на час, но мы тянем полчаса в день, зато сейчас вышли на режим "каждый день без пропусков" и уже достигли того что Ира часть упражнений может делать сама. С контролем рядом, но сама. Раз в неделю Родион ее остаопатит.
Ну вроде все. По еде - экспериментируем. В больнице гастроэнтеролог выдал нам 2 банки диетпитания на пробу, аминокислоты готовые. Ну вот ДО этих аминокислот Ира за полгода набрала 1 кило, не густо но все же набрала, а не скинула. С аминокислотами пока непонятно - пока еще ничего нового не набрала. Но если наберет - я похвалюсь.
Отчет окончен :))) Постараюсь написать-таки про Моне :))) Я сильно впечатлилась.