Очень хочется попытаться состыковать рельсы. Если не разберусь, так хоть опишу видимую часть явления.
Читаю статью на Правмире про то как людям неприятны телодвижения активистов и вслед за ними действия государства в сторону детей с инвалидностью (
вот она), читаю обсуждение случая в Минске, когда с дворовой детской площадки при детском психоневрологическом диспансере персонал диспансера прогнал нескольких мам с детьми с аутизмом (потому что нечего играть на площадке детям, которые сейчас не в стационаре, собрались еще главное несколько! аутистов и играть начали видишь ли!), думаю про эту свою начинающуюся учебу в Дании и анализирую наши первые полгода в этом новом социуме...
И у меня не сходятся понятия.
В постсоветском пространстве мы как бы вроде начали осознавать,что где-то там на западе есть какая-то инклюзия, и мы, надо сказать, тоже не лыком шиты - прошли уже какой-то путь, много сейчас это на себя примеряем, много делаем, много думаем и говорим, но видим по итогу, что нет, инклюзия - идея все-таки искусственная, слащавая, непрямая и неоткровенная. И непонятно подходит ли она нашим людям. Может честнее все же сепарировать этих людей с инвалидностью, раз уж они природой (или случаем) пришли в этот мир не такими как большинство. Ну в общем разговоров много, брожения много, мнения разные, и одновременно по факту, в реальности - много непринятия пока, много жестокости и ранят этих инвалидов и тех кто с ними - и нечаянно и нарочито. По-разному. Кто и не хочет вроде ничего плохого сказать, а как-то так скажет - что получается больно.
Мы тут недавно в чате инвалидских мам (мне можно нас так называть, у меня уже очень просто в этом месте) стали делиться у кого какие случаи реакций на наших детей в социуме бывали - так это достойно собрать в небольшую книжечку, и плакать и смеяться, и учиться не обижаться. Может, если минуту найду - то скопирую вам самое шедевральное. Порой не верится, что это одни люди говорят другим людям. Бывают очень гадкие вещи произносятся и при этом на голубом глазу, люди с той стороны даже не осознают что они сказали что-то грубое. Ну например, мой собственный опыт был и не таким уж и болезненным, но при этом довольно диким, директор иришиной школы на мой запрос о ставке тьютора сказал буквально: ну нет, а о чем вы думали когда такого ребенка рожали! Не знаю я что тут отвечать. Становится понятно, что мы из разных миров с ним, он думает что я как-то так взяла и нарочито такого ребенка родила, или что он может вывести мою вину в том, что я ее такую родила или что еще он там подразумевал? Непонятен вывод, но понятно что мы на разных планетах живем. И никакой инклюзии у нас с ним нет. Не только у него с моей дочерью с инвалидностью, но и у меня с ним, хоть бы мы и одинаково здоровы были...
И вот тут эта Дания... Знаете, что меня первое удивило в Дании? Я не понимала каков передаточный механизм принятия инвалидов в обществе. Что у них нету инклюзии ни в садах ни к школах - мне объяснили буквально с первых дней. И знакомые мамы, и эта наша прекрасная Сюзан из комунны, пришедшая курировать иришино устройство в школу. И потом впоследствии директор школы, в которой учится моя новая бонус-дочь (про бонусдетей расскажу отдельно). И на разных уровнях системы при вопросе об инклюзии - все говорили: нет, нету такого тут. Кто опускал глаза и говорил: нууу, пока не очень, мы хотим но пока нету. Кто-то прямо глядя, формулировал: нету, отличаемся мы тут от среднеевропейских настроений. У нас маленькая страна, небольшой народ, у нас "деревенская" психология, мы скорее консервативны чем прогрессивны и вряд ли у нас это скоро изменится. И как вывод: в системе образования инклюзии нет.
И одновременно с этим я на свои глаза видела что инклюзия в обществе - есть! В школе - как прототипе мира - нету, а в большом мире есть! Везде эти коляски, уже большей частью моторизированные. Везде пандусы. Съезд в море. В барах и киношках, на пляжах и в молодежных компашках запросто увидишь одного из нескольких на коляске или кривоватого. И как-то он среди здоровых болтается и нормально им всем на вид и он на своем велике с мотором никак не отстает от их просто великов.
Да и даже все эти асфальтовые накладки не главное. Люди обычные никак особо не реагируют на людей-инвалидов. Ни на взрослых ни на детей. Глянут, на 2 секунды в глазах загорается распознавание - и все, выключается. Ни интереса, ни особого внимания. Это сущностная глубинная инклюзия.
Ира на детской площадке не вызывает никакого особого отношения ни у детей ни у взрослых. Никто не встает меня предупредить, что тут не надо бы таким быть. Дети стоят у фонтанчика, подходит Ирка, начинает с ними коммуницировать - дети просто подвинутся чтобы ее в круг впустить - хотя она уже на вид очень странная, она начинает пить там где другие кораблики пускают - дети удивляются, но никто не закатывает никаких глаз, а один берет и начинает пить как она, подходит мама этого несознательного и с улыбкой переключает внимание от нежелательного поведения не только своего дурака, но и моей... дуры. Ловит глазом, что я подскакиваю со скамеечки ей помочь развести этих "спевшихся в плохом" детей, оградить ее нормального от моей ненормальной - и показывает мне жестом что все ок, сиди, я их сама займу. И выдает из сумки и своему и моей по какой-то леечке и колпачку, чтобы они - значиццо - переключились на полив, вместо того чтобы холодную и грязную воду хлебать. Ну а уж что похлебали - то похлебали. Бывает. Ни разу Иру ко мне никто с претензией не привел на площадке, хотя как по мне - она временами нарывалась, и в Минске с вероятностью 90 процентов мне бы ее возмущенно велели держать около себя и следить, ну или как минимум ушли бы сами, подальше от греха. А эти странные подвинутся, поиграют рядом, а в конце еще отправят своего нормального "попрощайся со своей новой подружкой", "скажи ей пока". У той новой подружки диагноз на лице написан при всей ее красоте неземной. И вот же тебе - "новая подружка"! Это сущностная инклюзия, и блин! - непонятно как они в эту точку пришли, если они признают что технологии "инклюзирования" в социуме нет никакой.
И вот тут у меня не стыковалось. Как так в социуме принятие в широком смысле есть, а в школе инклюзии нет. Так вроде бы не бывает. Потому что мы-то и в школу прем эту инклюзию, в том числе чтобы широкое принятие в социуме потом достичь. Подразумевая, что если дети с детства перемешиваются в школе (а лучше в детсаду), то тогда они вырастают во взрослых с принятием, с широтой восприятия нетаких. А если дети росли по отдельности - то вот они и мучаются, становясь взрослыми, между искусственной добротой, которую надо как-то в себе найти и проявить, и нарастающим внутри раздражением, что достали вы двигать мои интересы во имя интересов этих инвалидов! В общем непонятно мне было: это тезис (про первичность и необходимость смешивания детей с детства) неправильный? можно как-то иначе ширеть, не с детства, а потом? это все мы тут одинаково с неприятием, просто некоторые лощеные? это датчане - из другого теста люди? это белорусы более честные чем слащавые датчане? в чем ответ-то?
Когда я стала больше контактировать с реальностью - я поняла что мы находимся на разных стадиях... не хочется говорить развития, но разных стадиях понимания принятия людей вокруг себя точно. И мы - постсоветские - называем инклюзией даже свои попытки подумать в эту сторону, и строго выговариваем этим, о которых начинаем заботиться, что и так мы уже напахали! Мы и так уже о вас думаем, а вам все мало! А эти медленные "деревенские" датчане, когда отнекиваются от инклюзии - имеют в виду, что они не научились "включать" везде и идеально, они так обозначают что они видят планку "инклюзия" где-то высоко в небе и отдают себе отчет, что они пока не там.
Школа, куда Ирку взяли - не инклюзивная, ее отделение школы относится к специальному образованию, просто они вместе смешаны: общеобразовательная ветка и специальная - они в одном здании одной и той же школы, на мои вопросы перемешиваются ли дети хотя бы на переменах завуч мне ответила, что маловато, они не рады, что так мало и что это нельзя назвать хорошим моментом, а на деле я видела как особенные дети готовились к общему выпускному концерту, и как дети на перерыве играют все вместе, ненормальные с нормальными. На большущем, длинном перерыве. И школа прислала нам длинное письмо с просьбой еще раз рассказать, что у Иришки по восприимчивости, по диете, по всему остальному, чтобы они могли подготовиться, понять, персоналу объяснить. То есть им в целом есть дело до ее конкретных особенностей и они думают как им их аккуратненько учесть. И я понимаю что мне как маме глубоко безразлично, что эта школа называется специальной. Мне не обидно. Можно даже написать сверху "отдельная для отсталых или дурных"- мне ок. Если я внутри вижу процессы, которые говорят о том, что ее хотят включить и ее особенности готовы учитывать - то мне подходит такое "специальное образование со специальными педагогами". И когда я вспоминаю сколько раз я пыталась договориться со столовой в иришиной 168ой с интеграцией школе в Минске, чтобы ей в рис просто не клали масло, а они мне объясняли что это не их дело, хватит с них того, что ей образование дают со всеми вместе, а еду ей отдельную никто готовить не может, и следить ест ли она свою собойку или подворовывает запретные продукты с общего стола - это вот точно нет, не их забота - то я и тут понимаю что меня крайне мало греет, что эта форма устройства в школу называлась "интеграция", по сути это же эта же инклюзия только типа начальная стадия. Но отношение внутри схемы - нифига не инклюзивное. А уже со старта уставшее напрягаться в вашу инвалидскую сторону...
Вот что это? Называем одинаково, а внутри вообще другое, совершено другое. Они недостаточно инклюзивны с их точки зрения, а мы уже устали от этого засилия инклюзии вокруг нас. Только и знаем что говорим об этом, только и делаем, что пандусы к каждому подъезду строим!
Так я подумала - я хочу в их сепарацию. И если бы меня сегодня спросили что я хочу видеть в своей родной стране для живущих там семей с ребенком с инвалидностью - я хочу чтобы мы в РБ построили датскую систему специализированного образования. Белорусы, не надо нам та наша достигнутая интеграция, ерундовая она! И инклюзия не надо, забудьте! Давайте строить вот эту их человеческую сепарацию и разделение. Разделение в каждую школу - как вам девиз? (это в смысле пусть в каждой школе будут "отдельные" дети, отделЕнные дети, сепарированные самой жизнью от нормы дети, которым мы будем оказывать отдельное внимание! дабы им было хорошо жить рядом с нормой, и норме было бы хорошо жить, даже если они подвинулись под этих ненормальных и сепарированных).
Надо сменить слоган Левании... Даешь вместо формалистской инклюзии - сепарацию с человеческим лицом!
Боже, до чего же я беспринципное существо. Слила можно сказать лозунг жизни за три минуты. Не изменив при этом себе.
Поговорите со мной тут. Не в стиле как все плохо в России или Украине с принятием. В стиле: как выращивать нам это человеческое лицо у себя? Совершенно под любым лозунгом и названием.
пысы. ну и вы же уже знаете что Ирише дали тьютора! индивидуального тьютора в класс при 5 детях, который вложен в большую школу... какая детальная матрешка у них тут получилась