Про честность, корректность, открытость. И саддхану.

Jul 17, 2017 12:00


Давно я не писала философствующих текстов, все больше репортажные. Но вот пришлась в одном близком моему сердцу сообществе история - то надо мне поговорить. И свое проговорить и ваше послушать.

Как вы относитесь к секретам? К тому что то, что вы сказали, кто-то кому-то передал? Особенно если тому, про кого говорили - вот это самый интересный разворот. К тому, что аудиозапись вашего собрания  была выложена в сеть? К тому, что что-то опубликованное вами в жж было перепощено, вот пусть для примера со ссылкой на вас, но при этом без вашего спроса. Или вы находите ссылку на себя или свои слова в каком-то неожиданном месте? Вот как вы к такому отнесетесь?

Я - хорошо, ну или в самом узком для меня случае, когда это сулит мне неудобства - я отношусь нормально. Я готова к этому по определению. Я - с одной стороны не игнорирую реальность и ее риски, а с другой - у меня саддхана такая, я учу этот урок. Урок открытости.  Объясню по порядку.



Бывало в моей жизни достаточно ситуаций, особенно в подростковстве, когда я что-то говорила маше про дашу, а потом вдруг прилетало мне от даши обид, и я вспыхивала ответной волной обиды уже на машу: ну как она могла рассказать! Но из сегодняшних моих глаз - это не про вероломную машу и даже не про глупую меня - это ровно про подростковство. Потом, правда, бывала такая конструкция и во взрослой жизни - но сильно реже и это тоже про невзрослость, по крайней мере про мое "детство" в том моменте, про какую-то слабость и попытку найти единомышленника или защиту от мира так... недорого что ли.

Но шло время и я однажды себе сформулировала, что все, что я выпустила изо рта, любые слова, оценки, мнения, может и, как правило, бывает передано в мир дальше. Ну вот как-то так устроен этот мир. Сказал - и оно уже больше не твое. Безопасность от мира тут мнимая. Никогда не понимаешь как оно долетит - но стопудов долетит. А сопроводительные слова, что это сказано по секрету,  только добавляют скорости распространению. И делают только некрасивее и неудобнее тебе. И я с этого момента сформулировала себе, что если мне нужна эта безопасность - то я думаю сама про что говорю и в какой форме говорю. То есть я говорю только то, что смогу повторить при обсуждаемом или как-то ему объяснить. Или буду готова извиниться, если пойму что тут это необходимо. Ну планку по крайней мере такую себе ставлю. Бывает, не удерживаюсь. И если это случается и что-то неидеальное от меня просачивается туда, куда мне не очень ловко - я думаю в первую очередь о своем рте, и о том, что я потеряла фокус внимания тут и надо его вернуть.

А еще через какое-то время близкий и очень уважаемый мной человек, оставляя на столе личный дневник, отвечал на мой вопрос о конфиденциальности так: я стараюсь жить так, что если бы вдруг моя голова стала прозрачна для людей, то мне не было бы стыдно за свои мысли. И подумав, я решила уходить в эту ветку. Это еще труднее, чем найти охранный от мира механизм как я нашла в предыдущем абзаце. Но это интересно для меня, для моей внутренней планки, для меня настоящей, а не той которая как-то выглядит для людей наружу. А я себе ответила, что я вот эта - внутренняя - для меня важней. И потому сейчас мои рассуждения и суждения - штука открытая. Если кто-то о них зацепившись, реагирует и делает мне неудобно - вау! это хорошо, это повод стать мне в этом месте  изящнее. Не только говорить, но и думать экологичнее. Хотя на этом пути бывает и неловко, но это целительная для меня неловкость.

Когда пришел Алексей и случилась моя новая работа, наша Левания (которая на самом деле и не работа-то, а моя жизнь, моя отдушина, моя большая-большая ценность), то мне было очень отрадно обнаружить, что и Алексей такой же в плане секретов. Мы поудивлялись закрытым тусовкам на поле НГО в Беларуси и начали организовывать открытые планерки, вывешивать в открытый доступ не только планы, но и отчеты о своей работе, и там мы пишем не только лестное и что получилось, но и неудачное и делаем попытки открытого анализа почему не вышло. И зовем всех, кому интересно, приходить, участвовать, критиковать наше, приносить свое в наше общее и открытое. Бывали тут у нас курьезы, по которым мы понимали, что в одну и ту же лексику разные люди вкладывают разное. Например, Алексей как-то на большой белорусской тусовке негосударственных организаций предложил "согласовывать планы" организаций, работающих в одной сфере (имея в виду делать их открытыми, доступными ко включению другим, согласованными, ну хотя бы для того чтобы не дублировать друг друга) и потом едва мы отбились от людей, возмущавшихся, что они "не собираются давать на подпись свои планы другим сторонним людям". То есть люди поняли под словом "согласовывать" не открытость к равным, а необходимость утверждать как с вышестоящими в самом жестком смысле слова. Ну как-то объяснили, разрулили. И продолжаем открываться.

Мы в работе часто делаем записи, видео, аудио. Это удобно. Потом можно переуточнить кто что говорил, что предлагал, это позволяет освежить в памяти старые разговоры или не "перепевая рабиновича" дать кому-то третьему послушать, чтобы он понял что происходило. Или выложить в эфир. Это очень простой и прямой способ  позволить другим людям увидеть тебя настоящего, открытого.

Я все свои лекции записываю на аудио хотя бы. Не из любви к себе и не чтобы продать потом. Я так улучшаюсь. Я слушаю себя со стороны и делаю себе карандашиком заметки. Где я тормозила, где самолюбовалась, где проглотила важное... Поверьте на записи извне это выглядит совсем иначе, чем я это слышала изнутри себя. Не все записи удается переслушать потом, но если я почувствовала что в этом конкретном моменте есть ресурс мне стать лучше - то я переслушиваю.

Если это не монологи, а диалоги с другими людьми? Подлежит ли это публикации без спроса? Тут сложнее. Я людям заранее говорю что делаю запись.  И если они кивнули головой, то все - это записано. И может быть использовано. Так же и фото. Я же много фотографирую Иришку и что-то из этого выкладываю и люди, которые с нами взаимодействуют, попадают на фото. Если человек не обозначил "меня не выкладывать" - то я по определению считаю, что он попал и попал в кадр, и могу выложить. Ну просто по самой жизни он мог попасть в любой кадр. Мой или не мой. И быть выложенным. С другой стороны у меня за всю мою открытую жизнь открытого блогера тут конфликтов не было - если даже я выложила случайно для кого-то что-то, что он бы не хотел, то по первому слову человека - я поменяю, уберу, сотру. Я уважительно к эмоциям других людей, и мне не надо объяснять причин и убеждать меня. Простого "ой, я там у вас попал в кадр, не хочу" достаточно чтобы я убрала любой, самый важный для меня материал. Я всегда найду другое фото или переформулирую словами. Человек важней.

Как-то в моей практике и со мной люди поступают так же. Говорят: а можно я нашу консультацию запишу? Себе переслушать, мужу дать послушать и понять про что это, а то я сама так не перескажу - ну ок. Я тренируюсь отвечать за все что я говорю.

Есть ли место при таком раскладе  в моей жизни тайне? Корректности? Приватности? Да есть. Это личные истории, и мои и других людей. Истории, когда я понимаю, что это внутреннее переживание человека, или это еще тонко, еще новое для человека и он да - потом может научится это открывать, но сейчас еще больно и нужна зона заботы о человеке. Таких зон может быть много, сколь угодно много, но это касается того когда человек "о себе". Когда люди рассуждали о явлении, о каком-то факте, о каком-то третьем человеке или группе, да еще и по деятельностной части жизни - где тут трепетное и личное? Это нормальная ситуация, не личная, и это по умолчанию допустимая к выводу наружу информация. И я по умолчанию чувствую тут себя свободно и мне надо отдельно сказать "только не говори этого пока наружу", чтобы я при случае не проиллюстрировала какие-то свои слова этим примером.

Я в целом не очень женщина тут:), у меня низкий порог "необходимости поделиться секретом", как правило я быстро откладываю  в дальнюю часть мозга услышанное от человека его ценное сразу как за ним закрывается дверь, и чтобы я рассказала это кому-то еще из мотива "просто так поговорить" -  почти не бывает. Просто потому что это скучное времяпровождение для меня. Ну и это такое симметричное ожидание относительно других людей. Когда я рассказываю условному  саше что-то из разряда "поделиться своим душевным и теплым" и потом это теплое доходит до меня совершенно с другой стороны - я не иду разбираться с сашей, я просто делаю для себя вывод "у саши другое, не такое как у меня, чувство приватного" и в другой раз не рассказываю ему. То есть не саша неправильный или нечестный, а я корректирую свою картину мира в соответствии с открывшимися  фактами о ней.

Есть и мое, что я несмотря на все свое блогерство - не рассказываю. Или не рассказываю сразу. Мне надо чтобы оно вылежалось, я прочувствовала и поняла как я сама к этому отношусь. Что-то считаю приватным, только для самых близких людей. Что-то мне болит, и я берегу свои раны от расцарапывания, даже случайного. И я забочусь о том, чтобы эта информация не ходила. Я лучше перетерплю рассказать или поделюсь с тем у кого схожая с моей планка говорливости. С годами ты уже знаешь таких людей. Кто не пойдет перетирать твое тонкое просто так. Но снова, даже говоря близкому, я понимаю, что у стен есть уши. Всякое бывает. Если что - я постараюсь не заобижаться, а думать что это было за оно.

К типу совершенно неразглашаемого я отношу информацию с консультаций. Вот тут даже анализы, просто анализы никогда не отправлю на какой-то общий ящик, только лично человеку,  и никогда ни ради какого примера на лекции  или доказательств другому пациенту не возьму живой пример настоящего своего пациента. И не назову истинное имя ребенка приводя пример. Всегда переделаю его на другой пол, возраст и изменю детали так, чтобы  человека нельзя было узнать. Догадываться, предполагать - ради бога, каждый может сколько угодно, это нерегулируемый процесс для меня и я за него не хватаюсь даже, но вот факты, реальные про людей - тут я осторожна.

Еще 2 слова про закрытые группы в сети. Я не сильно понимаю их смысл, если предполагать что они секретны. Я их понимаю как просто может это не всем надо. Может не хочется этим козырять или демонстрировать.  Или тот же приватный момент присутствует. Это когда мы знаем что в группе договариваемся как делать ремонт или утрясаем расписание - зачем это делать публично. Можно и закрыть. Но если вдруг оттуда информация выйдет - ну ок, какая разница. Ну или вот моя группа в ФБ по пиявкам. Я просила сделать ее открытой, но потом на лекциях мы проговорили о том, что людям в группе будет легче рассказать о своем геморрое или  эрозии шейки матки и попросить совета в этом вопросе, если он будет понимать что это прочтут только те 10 человек которые состоят в группе и эта информация не  будет открыта всем и каждому. И да - я такие мотивы понимаю и мы ее закрыли. Но если бы речь шла о том, что это секретный метод или пусть чужие не ходят и что они понимают и зачем им читать наши споры по методу, и сор из избы и  - то пусть бы она была открытой, я бы противилась ее закрытию. И уж совсем я не понимаю закрытых групп в сети про образование например.

Комментарии в сети. Раньше, когда я больше писала рассуждальческого и философского, я запросто могла взять чей-то комментарий к моему посту  и разобрать его на составляющие. И выложить как отдельный материал. Понятно  - такие посты скорее рождаются на историях несогласия, и человек - с большой вероятностью - тут же приходил, читал, обижался в стиле "кто вам разрешал брать мой комментарий и на нем что-то тут строить!", зачастую удалялся из френдов, обвиняя меня в некорректности. Я до сих пор не понимаю где там некорректность. Все что вы написали в открытом обсуждении может быть взято кем угодно для какой угодно цели. Это не нравственный и не безнравственный момент ни разу. Тут нет такого слоя нравственности. Пишешь в эфир - будь готов к каждому развороту, к любой трактовке твоих слов. Не готов, опасаешься реакции - пиши в личные. И то - тут люди разные - уточняй, можно ли твои слова публиковать. Если совсем ты раним - не пиши никуда. Интернет по определению публичен, все может быть вскрыто, взломано, прочитано и использовано. Если ты не тренируешь открытость и прозрачность - не надо тонкого и трепетного писать  в сеть.

Ну как-то так. В моей голове так. Мне видится это здоровая открытость. Она может непростая в исполнении, но это то, что растит. Надеть на тех, кто сделал не так, как я ожидала - оно проще, и да  - бывают случаи, когда я не в ресурсе и надо этим воспользоваться. Поругаться и сказать что они "фу", а я одна в белом пальто - это тоже надо и я так тоже делаю. Когда не в ресурсе, то взять на себя еще и этот момент - оч тяжело. И тоже имею право. Но все же ориентир на жизнь у меня другой. Саддхана, так сказать :))

(кому нерусские слова не ложатся на ухо "саддхана" - практика, духовная практика, если хотите, средство достижения чего-то)

Расскажите мне как тут у вас с нравственностью и рамками? Как вы определяете для себя кто что может или не может делать с вашим отпечатком  в мире?

взросление взрослых, пофилософствовать, осознанность

Previous post Next post
Up