Есть такая славная игра для настройки команды Бинг-Бэнг. Передаем воображаемый или настоящий мячик в одну сторону и говорим Бинг, если в другую - то уже надо говорить Бэнг. На большой скорости и при достаточном веселье человек может легко сбиться и выкрикнуть неправильное слово. И вот тут тот, кто сбился, делает шаг в круг и говорит "Я облажался". И игра продолжается.
Как любая хорошая игра - эта игра затрагивает много слоев. Кому-то важно учиться сосредотачиваться и быстро реагировать, кому-то - сонастраиваться с другими, кому-то - критически важно сказать "я облажался". Своим ртом, вслух, добровольно, признавая - по такому мелкому случаю - что ты можешь быть неправ. Это бесценное умение, выдающее развитого и умеющего рефлексировать человека.
А чего я про эту игру вдруг. А это мне пришло в голову по поводу извинений Познера и попытки извинений Литвиновой. Я еще на моменте самого инцидента думала сказать свои пару слов, но закрутилась в делах. А сегодня смотрю "извинительную" речь публичных людей и улыбаюсь. Как же все-таки мучительно трудно это сказать "я неправ", "я был неправ". И люди скатываются на объяснения, даже пытаются дать советы, добрые, теплые, становятся сторонниками и прямо ооочень заинтересовываются судьбой человека... Там где надо было просто сказать "извини".
Click to view
Но вообще-то это крутая ситуация. Это здорово, когда подставляются такие известные люди. На мои ощущения от нашего социума, так как Познер - отреагировало бы большинство умных интеллектуальных людей, не встречавшихся близко с инвалидностью (а где у нас встречаться? у нас пока ни среды нет, ни истории инклюзии нет), так как Литвинова - большинство сентиментальных болезненно прячущихся от жизни людей. К сожалению, большинство постсоветского социума пока реагирует именно так. Но когда мы сами так делаем - ни фига не видно самим себе. И если бы кто-то нам сказал: "ну ты фу, как ты мог так парню без ноги сказать "ампутант", он же человек, он живой" - то мы бы защищались, объясняли что есть такой медицинский термин и что ничего плохого в нем нет. И толку от этого разговора обществу было бы мало.
А вот когда сказал кто-то другой, а в нашем случае это сказал публичный человек - то сразу становится видно, становится очевидно грубо, проявленно стыдно и трусливо. И есть возможность это обсудить безопасно для себя. Так что здорово, что они так подставились, для социума - очень здорово. Один такой "ляп", на который наложилась общественная дискуссия - и это продвигает социум сильно. Ну насколько сильно может продвинуть говорильня - то сильно.
И еще пару слов как я оцениваю реакции Познера и Литвиновой. "Пристегнуть вторую ногу", "не применяйте запрещенный прием" - это попытка закрыться от боли. В одном случае очень умного и в другом - не очень умного человека. Вот и вся разница. А неготовность к теме и слабость - одинаковая.
Так страшно, так непонятно как реагировать. Но и надо как-то реагировать. И если есть силы или опыт встреч с такими людьми - то человек реагирует "за свой счет", ну то есть МНЕ плохо и Я(!) буду что-то с этим делать. И это была бы реакция сильного. Реакция слабого - МНЕ плохо, сделайте с этим что-нибудь ВЫ. Пристегните ногу, не применяйте запрещенного приема... Вы уйдите, вы спрячьтесь, не демонстрируйте, не делайте мне неудобно. Я не хочу - ВЫ поменяйте.
Думаю, что если бы Познер был более готов к ситуации - он бы тоньше отреагировал, успел проиграть это в голове, ну а так - не успел, и повел линию разговора в русло: запрещенный прием, я не могу вам отказать - так не появляйтесь ну сцене. Не можешь отказать - делай с этим что-то! Откажи и живи потом козлом в своих же глазах, не откажи - и понимай, что ты судил не по совести, а по жалости, потому что не смог справиться со своей эмоциональностью, или выровняйся и суди номер, а не отсутствие ноги... Ну как-то так. Вариантов полно.
Ну и не могу пропустить реакцию самого танцора Евгения. Вот же достойно человек себя несет! Приятно наблюдать. Он даже перекладывая часть ампутированной ноги на костыль, чтобы протянуть руку Познеру, делает это классно, ровно, спокойно, достойно. Я предполагаю, что ему внутри нелегко дается эта сцена, но и ее он прожил очень красиво. В голову не придет, что у него что-то не так. Когда человек так естественно живет - он настоящий, полноценный. Вот спасибо человеку. Всем нам поучиться.