Дневник инклюзии. Урок доброты

Oct 09, 2016 16:44


Наверстываю рассказы о нашей школьной жизни и о том как команда ИС строит инклюзию в школе.
На этот раз вкладываю внутри рассказ нашего тьютора о том, как проходил урок доброты. Мы его проводим не как лекцию учителя о доброте и не как зачитывание  "правильных" рассказов. Это интерактивное действие, когда все дети получили на дом задание подготовить рассказ о себе, принести фотографии, рисунки себя или презентации. Потом все дети выходят, рассказывают о себе, и Ира тоже выходит и тьютор помогает ей показать презентацию о ней.  И так дети узнают друг о друге больше, дети выстраивают логику, что Ира стоит в ряду детей/людей и да - имя у нее тоже есть :)))) Эть! не удержалась съязвить :))) Кто впервые в моем журнале и не понял с чего язвим - то вот с этого.

Ну вот - рассказали про Иру, послушали про других детей, но мы еще в последний момент решили приготовить презентацию про тьютора, потому что ее присутствие в классе у детей тоже вызывает вопросы. Кто она Ире? Мама? Няня? В общем, лучший способ предотвратить разговоры  с догадками - самим рассказать открыто. Оказалось, что презентация про Сашу вызвала тоже много интереса и помогла детям самоопределиться тут кто она такая и чего стоит в этом мире :)

Итог работы за сентябрь команды в классе (тьютор и дефектолог) - под супервизией команды ИС в кабинете и на еженедельных планерках и обсуждениях как строить работу (2 специалиста по АБА, мама то есть я, и еще по надобности консультируемся у юриста и психолога): Иру приняли. Дети еще 3-4 сентября говорили "девочка-зомби, она ест листья! (Ира играла в куки-монстра из Улицы Сезам (в русской версии Коржик), это ее любимый персонаж сейчас, но дети не обязаны были этого знать и то, что она жевала листики от цветочков плюс ее странная внешность позволили им выделить ее в отрицательном смысле и начать обзывать), а в конце сентября Саша уже писала мне в чате, что даже не надо просить кого-то взять Иру за руку когда дети идут в столовую, все встали из-за столов - Ира уже с кем-то в паре за руку стоит, уже не за наклейку или похвалу (хотя начинали так), а просто привыкли, норма. И помочь как-то иначе, поддержать ее, подать ей что-то если упало - не надо не то что уговаривать или засталять - дети сами наперебой помогают. Утром, когда Ириша приходит с Сашей в класс, то дети, которые пришли раньше, машут руками и кричат: Иришка привет! Иришка пришла! А Иришка машет им в ответ и говорит свое тихое "Хай". Это прекрасный результат первого адаптационного месяца. Хорошо бы так и академическая часть пошла. Но пока ее отстраиваем, пока не так. Но ведь и Москва не сразу была.

Из плохого, раз уж начала писать: учитель класса пока не понимает в чем прикол этой нашей инклюзии и чего мы от нее хотим, все же ведь так хорошо, мы же сами с тьютором и дефектологом справляемся. И она ровненько делит детей на "своих" и "интегрированных". Интегрированных ровно по регламенту берет на физру, пение и труд. На все остальное - даже физически отсаживает на задние парты, пока не придет дефектолог за ними. И на мои вопросы зачем уводить этих детей в класс дефектолога например на "Чел и мир" учитель отвечает что она не должна их на остальных уроках держать в классе, программа у нее. Завуч пока считает так же. И опять же не понимает чего мы хотим? Ну все же так хорошо. Все справляются. А что смысл даже интеграции (а уж подарвно инклюзии) максимально ВКЛЮЧАТЬ в общий класс - это как-то опускается пока. Ну вот хожу пока по кругу и рассказываю, что если ребенок может работать в общем классе, то он должен работать в общем классе, кабинет дефектолога - это дополнительная помощь, это если ребенок устал, это если он не успевает с общей скоростью, это - возможность исключиться если надо, а не обязанность отсоединиться от класса. И спрашиваю что такого рассказывают в 1 классе на "человеке и мире" про осень или зиму, что Ира или другие (вообще умненькие и прекрасные легкие дети с речевыми проблемами) не могут постичь в общем классе? Если даже оценок нет? Что там за сложные тайные знания, которые надо учить отдельно от одноклассников? Из хорошего тут - несколько педагогов из нашей школы стали посещать лекции ИС. Может что-то да и сдвинется... В головах и восприятии я имею в виду. Потому как опыта и профессионализма им не занимать, а вот представления о детях с особенностями  - ойой, доисторические. Опять же для понимания общей картины, меня как-то учитель спросила: а... это... остальные дети у вас... нормальные?  Она мягко и эмпатично спросила, но сам факт вопроса меня потряс. Да, говорю, вполне нормальные... Она: да, я же в личном деле видела... Престижная гимназия (это Надя), отличный университет (это Родик)... Как же так-то с этой девочкой вышло... - сетовала наш учитель. Я сгладила в общении этот момент, но по мне он очень живописный. Будь я чуть менее устойчивой - тут рыдать и рыдать от такого вопроса профессионала-педагога...

Ладно - снова к хорошему! Сашин отчет об Уроке доброты. Он вполне удался.
Вчера в Ирином классе мы проводили урок доброты, где дети рассказывали о себе, о своих домашних животных, о том что они любят, чем занимаются. На самом деле, затевалось это все для того, что бы показать и рассказать детям, кто такая вообще Ира, что она классная, много чего умеет и чем может быть полезна своим одноклассникам. Но дабы не выделять ребенка, который и так выделяется каждый день, мы даем всем детям возможность высказаться и получить несколько минут внимания взрослых и своих сверстников.
Уже на этом этапе было много интересного - по тому как они рассказывали о себе, можно сказать гораздо больше, чем то, что ребенок любит кошек и ненавидит овощи на обед. Сразу было видно, кто более шустрый, общительный, активный, а кто вдумчивый и сосредоточенный на себе. Ира держалась молодцом всю первую часть урока и пока ее одноклассники по очереди выходили к доске, мы заучивали их имена. У нее замечательная память, поэтому, думаю, как минимум половину класса она теперь знает не только в лицо, но еще и по имени.

В середине урока, когда уже пора было перейти к главной части - то есть к Ириной презентации, преподаватель показала мне знак “поднятая рука”, я спросила у Ирки: хочешь рассказать о себе? Та с энтузиазмом кивнула. Тогда поднимай руку! - говорю я. Как только она вытянула руку вверх (едва усиживая за столом и не вскакивая со стула), весь класс обернулся на нас. Ого! Конечно, Ира отвечала пару раз учителю всякие цвета, или фрукты-овощи, но что бы самостоятельно выйти к доске, одной напротив класса - такого еще не случалось. И как водится, все сразу пошло наперекосяк. Телевизор не увидел презентацию, пока дефектолог Надежда побежала за ноутбуком, дети расшумелись, а учитель класса неодобрительно смотрела на меня. Ну знаете, этот учительский взгляд “что, Петров, опять не подготовился?”. А Ира не из тех детей, кто будет спокойно стоять у доски и ждать, пока взрослые набегаются и все наладят, поэтому она начала развлекать себя сама - похватала магнитики с доски, подержалась за ручки с девочками на первой парте, рассмотрела чей-то пенал...

Наконец, мы открыли презентацию на компьютере и убедились, что всем все видно. Сначала дети сидели тихо-мирно, их не особо впечатляли слайды о большой Иришкиной семье, фотографии высокого-высокого старшего брата и даже победа в европейском фото-конкурсе не была на их взгляд большой ценностью.
Но когда мы дошли до спорта, которым занимается Ира, до фотографий на лыжах и на коньках, первоклассники повскакивали с мест и наперебой кричали “да, я знаю! мне мама рассказывала, что Ира катается на лыжах, а еще на роликах, и на коньках! А я не умею на роликах....” Или когда дошли до фотографий с катка в минском торговом центре “Замок”, кто-то кричал “дааа! я тоже там была, я тоже каталась с этим пингвином!” (специальная штука, которую выдают детям на катке, для того что бы они опирались на нее, сделана в виде пингвина). А когда было сказано, что Ира хорошо понимает английский и знает еще много иностранных слов, один мальчик решил протестировать меня (Ириного тьютора) на компетентность, как переводчика: -Red. -сказал Андрей -Красный! Перевела я. Мальчик еще больше раззадорился. -Blue. -Синий! - Снова Саша не упала в грязь лицом. -Dog! -Собака! -Cat! -Кошка! -Yellow!!!! -Видимо, Андрей решил воспользоваться тяжелой артиллерией. -Желтый! - Перевела я. Наконец, он понял, что я не обманываю тут маленьких детей и удовлетворенный отправился на свое место.

Казалось бы, все, презентация показана, строгая детская проверка пройдена, но в запасе была еще презентация про тьютора - меня. Дело в том, что детям было не совсем понятно, присутствие в классе на их взгляд еще одной взрослой тети (хотя мне всего-то каких-то 18 лет). Как меня только не называли - мамой, сестрой, учителем и даже логопедом... Свою презентацию я включила быстро, рассказала, что я помощник и где меня можно найти. Пару слов о путешествиях, и как уже по традиции - о домашних животных. Всех сразил наповал мой домашний паучок Ети, который на самом деле, никак ярко себя не проявляет и больше похож на сухопутную рыбку в аквариуме, чем на полноценного члена семьи. После этой презентации дети снова обступили меня кольцом, из которого я еле высвободилась, после множества вопросов и интересных фактов, которые они мне рассказали. Потом, успокоив детей, мы продолжили урок. Те, кто еще не успел выступить с рассказом о себе, продолжили выходить, старались рассказать побольше да поинтереснее. А потом прозвенел звонок и вся наша команда собралась кто куда. Кто домой, Ира, как настоящая звезда дня, побежала общаться с репортерами, еле соизволив обуться перед выходом из класса, а кто-то под дождь по другим нерабочим делам.

Про репортеров - это нечаянно совпало, это у нас был долг перед ООН, мы дали согласие на фото и небольшое интервью, ребята делают проект по достойному преподнесению факта инвалидности, я в таких могу участвовать, в тех что формулируются "с достоинством", так что надо было выделить время и встретиться. А в обычные дни мы вместо репортеров идем на тренировку или на занятие по АБА. Так что гламур был только в этот день :)) Не подумайте что это у нас норма такая :))

Update:
я вам выложу сами презентации. Думаю многим как образец как это делается будет интересно.

хроника школьной жизни, школа, Иришка, Инклюзивный сервис, инклюзия

Previous post Next post
Up