Школа завтра. Кому там чем заняться.

Dec 16, 2015 16:26

Я все ищу ответы на вопрос: а как НАДО учить наших детей? Да, прежде всего особенных. Потому что я вижу кругом отклик и подтверждение своим догадкам о том, что модель обучения, которая "хороша" для таких как моя Ирина, которая настроена выявлять и поддерживать в ребенке сильное и развивать это, и делать его "включенным" в общую жизнь без попытки отшлифовать его особенность заподлицо, нивелировать его особенность - эта модель обучения хороша и для любого ребенка. И самая распросраненная реакция на мои рассказы о том, какой я вижу рабочую модель обучения моего ребенка инклюзивно с другими детьми, реакция родителей обычных детей: да! я тоже так хочу, я хочу чтобы и к моему нейротипичному ребенку относились в школе так же,  и также бережно но цепко доставали и распаковывали его самое сильное и лучшее, что он несет в этот мир. Не распинали молодого и гибкого на прокрустовом ложе нормы и утвержденной программы, а вплетали человеческую индивидуальность в красоту общей жизни, и общее благо тут непременно появится как побочный продукт.

Ссылка на интервью с Хакамадой. Я очень ценю опыт, харизму и силу этой женщины,  я просто люблю что и как она говорит, но в данном случае статья для меня была ценным подтверждением, что я верно копаю. Я ставлю на работающую модель. Мне не "просто кажется", что это самое эффективное на сегодня в философии образования. Образования всех. И нейротипичных детей. И взрослых студентов.

"Я нашла школу с инклюзивным образованием, но вскоре поняла, что это хорошо только для социализации, знаний там ноль. Учителя не обращают на особенных детей внимания, они просто сидят, а одного тьютора, который занимается адаптацией, недостаточно. Образование дают только инклюзивные школы англо-саксонского типа, где у каждого ребенка есть свой тьютор, он сидит рядом с ребенком и на каждом уроке адаптирует весь материал. Без этого у таких детей все пролетает мимо" (это цитата из интервью).

Будущая неизбежная применимость и - я уверена - популярность тьюторства лежит в принципе индивидуализации образования. Именно для этого тьютор и нужен.
Студентам, чтобы определиться с направлениями их изысканий, это же так непросто - найти себя уже как взрослого человека, как специалиста, увязать профессиональные поиски и личностные, чтобы не учиться чему-то непонятнонасколькополезному 5 лет, а потом 15 лет уговаривать себя применять это "нечто" в профессии. А потом сменить-таки профессию, потому как это была ошибка пойти именно в тот институт именно на тот курс.
Детям в школе к примеру - чтобы прощупать где ты силен и какие предметы ты можешь брать на более высоком индивидуальном уровне, например математику учить за 8 класс, а русский и химию за 6, и сотворять каждый день свою историю успеха, нашим школьникам безумно не хватает этих историй, их личного успеха, хоть в чем-то. И тогда бы мы имели горящие глаза не только у первоклашек.
Особенным ребятишкам - вот так как в примере Хакамады - для адаптации учебного материала, и снова это индивидуально, для кого-то наушники и подстройка поведения, для кого-то преподнесение в графической форме вместо словесной, для кого-то айпад или подстроенная под него клавиатура и человек, который может это "считывать", находясь всегда рядом.
Тьютор - это не классный руководитель. И не учитель-предметник. И не психолог. И не тот, кто толкает коляску вперед. Толкать коляску - это няня, просто сильная физически. Тьютор - это кто-то, кто всегда на полшага за учеником, позади, но рядом, кто помогает найти свои сильные стороны и определиться с интересами, куратор, мост, старший брат. Если бы надо было искать аналогию в одном слове из сегодняшней жизни -  то ближе всего это коуч. Так вот, для становящейся личности коуч в образовательном маршруте - это тьютор.

Мне видится учителя, которые держат руку на пульсе, не могут не видеть и не задумываться над тем, что сегодня школа испытывает сильное воздействие извне. Вот хотя бы со стороны интернета. Ведь если раньше учитель был основным носителем информации и еще сто лет назад именно его информированность выделяла его более всего, то уже сегодня мы имеем не просто конкуренцию в виде гугла и википедии и огромного количества роликов по любой теме, но и понимаем, что эти вроде как альтернативные для школы источники информации уже по определению точнее, шире, профессиональнее, имеют доступ к огромным массивам знаний, стирают языковые границы и так далее... И сегодня роль учителя может и должна, на мой взгляд, сильно поменяться. Перестать быть главным источником и носителем знаний, а стать для ученика скорее проводником (гарантом эффективности и безопасности) в мир знаний. Образно говоря - стать тьютором.

Кому отзывается? Кто хочет/может со мной тут порассуждать? И желательно не в рамках где взять денег чтобы на всех хватило. А в рамках желаемая образовательная модель.

школа, тьюторство, образование, обучение, инклюзия

Previous post Next post
Up