Еще одно коротенькое про детдома и благотворительность. Я тут намедни влезла со своей оценкой одного белорусского проекта помощи детям из дд и приемных семей. Оценка моя была невысокая, за что меня широкая общественность и собственно творцы прекрасного пытались поругать или переубедить, чтобы мол раз не помогаю, так хоть молчала бы и не мешала. Но я осталась при своем. Это деятельность ради деятельности. С крайне низкой результативностью. Такой... на уровне чуда. Я ж отплясала свое, будучи волонтером, и теперь, понимая чуть глубже что там за нужды, вижу оборотную медаль всех этих проектов о помощи. Когда это мешок плюшевых мишек или конфет - это даже рассматривать не хочется, уже каждому понятно, что нету в этой помощи помощи. Но даже и поучить уроки вместе, и попереписываться, и организовать цирк или концерт, и даже - как в упоминаемом мной проекте - исполнить мечту подростка научиться чему-то - тоже толку мало. То есть конечно нет ничего плохого, что ребенок получит мастер-класс у мегапарикмахера или суперстилиста. Но и чего-то ценного для него - мало.
Ребенку бы в семью и вот потом уже, если сильно хочется помогать - то можно выбирать семьи и им помогать. Можно помогать ДДСТ, если они согласятся. У них много детей и забот и вот там кстати пришлась бы помощь приобретения профессии. Можно помогать просто подросткам определиться с профессией, это прекрасное дело, но зачем под флагом сиротства? В основном, из-за моральных дивидентов. Просто помогать бабушкам и подросткам - это неинтересно. Другое дело - проект! Как сказала одна моя знакомая художница, когда предложила поставить иришину фотографию с письмом на выставке-продаже ее и ее напарницы картин: одно дело мы просто картины продаем, а другое - мы еще и добрые. Отлично подмечено!
Ну ладно с той непомогшей выставкой, вернемся к сиротству. Схема-то мотивации одна. Хочется добрых проектов. А что удается донести в этом решете в итоге? Мокрое дно. И самое тут тонкое место - очень трудно объяснить почему надо по-другому. Мне порой не хватает слов.
Но встречаю на днях в сети статью и понимаю, что вот он-то нашел слова и объяснения почему по факту оказываются бесполезны даже и самые полезные проекты помощи сиротам - образовательные.
Оригинал взят у
saha_gezalov в
Как правильно адаптировать сирот после детдома В очередной раз получил сообщение: «Есть проект по подготовке сирот к самостоятельной жизни, не глянете». Смотрю проект, а проекта там и нет. Типичный для наших некоммерческих организаций посыл: если начинять сироту знаниями в рамках сиротского учреждения, то его адаптация, а затем и социализация, будет успешной.
Почему так нельзя
Все равно, что позвать в детский дома банкира и сказать - делайте как он, и будет у сирот горизонт. Или учить девочек сирот макияжу, чтобы потом их брали в салоны, где этот самый макияж делают. А ведь помимо макияжа, там еще надо будет общаться, не стыдится смотреть в глаза и уметь хорошо одеться. Ведь почти самое главное, ради чего потом клиент вернется, желание получить качественное общение. То же самое с парикмахерами. Сироты выпускницы имеют весьма скудный словарный запас, а значит, попадание их в эту систему, - самообман.
Это как помогать детям из сиротских учреждений игрушками, только несколько иначе, ведь вопросы адаптации - это не только сам сирота и его знания, но и признание им своих личностных проблем, работа с ними.
К примеру, можно научить сироту ходить в магазин, но встреча с охранником магазина, который заинтересован в том, чтобы поймать зазевавшегося или не знающего как себя вести себя с чеком сиротой, может стать для него трагичным. Или, научив ребенка, мы помещаем его в общежитие, но едва ли кто-то рассказывает ему, что коменданты чаще всего негативно настроены относительно выпускника сиротского учреждения. «Каменды» часто ждут ошибки сироты, чтобы лишить его жилья, а проблема контакта с начальником лежит в области незнания сиротой этого внутреннего посыла. Часто дети теряют осторожность, могут и грубо наехать, даже с матом на задавшего им вопрос служащего, считая, что с ним будут обходиться, также как и в детдоме - не заметят. Заметят, и еще как.
Надо учитывать многие факторы, к примеру, то, что встраиваясь в систему детского дома, ребенок может получить свою иерархическую «лестницу», и такой статус, который открывает возможности вершить судьбы многих сирот, и даже сотрудниц. Это осознание будет мешать ребенку встроиться в новое общественное пространство. А чем дольше ребенок в детском доме, тем выше там обычно его статус. Он не позволяет многим спуститься в небес, и снизойти для попадания в семью.
Что надо сделать
Нужен индивидуальный подход, и не на территории детского дома, а, к примеру, в гостевой семье или семейной воспитательной группе. Ведь «сиротская память» влияет на то, как и какую информацию ребенок принимает, а какую, с оглядкой на своих одногруппников, используя алгоритм сиротского - мы, мешающее отожествить себя как единоличного субъекта.
К тому же главным информатором о ребенке может быть так не любимый добровольцами субъект - воспитательница детского дома. Причем разговор должен совсем иной, нежели просто беседа в детдоме, где она запаренная, бегает от ребенка к ребенку. Нужна иная зона и формат общения, разговор совсем иного и внешнего, и внутреннего содержания. Диагностика.
Часто, обучая сироту, никто не проводит диагностики его поведенческой роли в рамках учреждений, где он встроенный в иерархическую линию, не может вести себя иначе. И для перестройки поведения надо поменять статус внутри детского дома. Но это невозможно, и ему это надо доказать и пояснить, что в рамках новых отношейни стойка бойца уже будет не нужна. Или нужна тогда, когда есть угроза личностному пространству, но точно не всегда, как это бывает в детском доме.
Ребенок после детского дома продолжает внутреннее жить «как в детском доме», а значит, застревает в прошлом, где ему было и комфортно и тепло, ведь государство и все вокруг именно это состояние и создавали. А вот личной ответственности перед своим будущим у него нет.
А чтобы не замереть в прошлом как муха в янтаре нужна новая жизненная идентификация, которая позволила бы ему достать из рюкзачка знаний те компетенции, которые нужны в реальности жизни после детдома. И это вопрос к тому, насколько точно обучающий сведет вчера и сегодня, чтобы завтрашний день был известен сироте даже если он об этом и не задумывается, получив новые знания и социальные технологии в алгоритмах и процессе обучения.
Давайте же думать о будущем, выстраивая партнерские отношения с ребенком, учитывая то, чего ему еще не видимо в ближнем горизонте.
Александр Гезалов: Как правильно адаптировать сирот после детдома | Измени одну жизнь