Итоги десятилетия (Образование, 2 часть)

Feb 05, 2011 14:47

Продолжаю обещанное повествование о тенденциях в современном школьном образовании в России последнего десятилетия:

7) Ещё в начале десятилетия из обязательной программы исчезла астрономия, а под конец и информационные технологии(!), - которые успешно заменяли труд в профильных классах старшей школы. В "обычных" общеобразовательных классах физика, химия и биология слились в "естественно-научном экстазе" одного предмета обо всем и ни о чем! Спрашивается, зачем такие классы вообще нужны в старшей школе? Пока только для того, чтобы всех, кто не смог куда-то поступить после 9 класса продержать до 11-го.
8) Да - экзамены в школе по многим предметам да и сочинения и математика ("для медалистов" и не только) превратились за последние 20 лет в полную профанацию. Все заранее знают, что кому поставить, кому подсказать, за кого написать сочинение. кому переписать математику. Учителя собирались на экзамены с удовольствием - родители привыкли поить и кормить после каждого экзамена и тем более на выпускном (почти весь июнь можно питаться на халяву да ещё и подарки с цветами!). Покончить с этой "порнографией" и было призвано ЕГЭ!
9) То, что на разработке и продвижении ЕГЭ были отмыты миллиарды ни для кого не секрет. Но "стоила ли овчинка выделки"? Заменить литературу, русский язык также как и многие гуманитарные предметы тестами по меньшей мере не разумно. Нужно видеть живого абитуриента (выпускника), говорить с ним, смотреть как он излагает свои мысли на бумаге и устно, умеет ли отстаивать свою позицию! Тоже относится и к математике (где с прошлого дола убрали часть А), и к другим естественным науками - надо спрашивать умение решать поставленные задачи, а не заучивать - как что называется (к этому к сожалению относится и большинство знаний, которых дает нынешняя школа).
10) И наконец, содержание образования. Текущие образовательные стандарты (98/04) не такие уж и плохие, если не считать замечаний сделанных в п.7. Они позволяют сделать насыщенными 10 и 11 класс, но абсолютно бестолковым 9-й - с доведенной до абсурда концентрической системой обучения! Предлагаемые новые образовательные стандарты пока выглядят весьма "ублюдочно".

После 10 пунктов критики несколько советов по поводу того, как можно было бы решить некоторые из указанных проблем на мой взгляд:

1) Содержание: нужно трехлетняя старшая школа с хорошей профильной ориентацией и набором детей строго по конкурсу. Она может быть частично платной, но сохранять бесплатный базис по 10 предметам по 2 часа в неделю минимум. Базовая школа (8 классов) должна быть бесплатной и обязательной для всех. Программы предметов в связи с этим также требуют реорганизации, особенно программа по математике - особенно там, где она необходима как один из профильных предметов. В целом надо давать больше практических навыков, чем "наукообразия" (этим у нас страдают все части школы от средней до высшей).
2) Итоговых экзаменов как таковых быть не должно! В аттестате надо учитывать итог всех лет учебы, оценки по всем темам. Соответственно контроль должен иметь смешанную форму и присутствовать на рубеже каждой темы каждого предмета и учитываться в общем рейтинге ученика. Вот вступительные экзамены ВУЗы могут определять сами в любой форме.
3) Чтобы в школе было вообще кому учить надо хорошо платить за стандартную ставку (18 часов) и запрещать работать больше! Максимум + 2-4 часа кружковой работы. Классным руководством и прочей учебно-воспитательной работой должны заниматься освобожденные работники или совместители администраторы. Вся административная работа должна быть компьютеризирована.
4) Учителей со стажем более 15 лет, а также 5 лет после аспирантуры надо освобождать от обязательного "повышения квалификации", но заставлять делиться опытом работы и карьерного роста. Вобще эта тема требует отдельного изложения поскольку текущие разряды и категории никак не соответствуют и не отражают реальной квалификации и опыта работы учителей.
5) И, наконец, мотивация детей. Вроде бы самый больной и не решаемый вопрос. Но он всецело зависит от энтузиазма педагога и правильного формирования классных коллективов учащихся: при делении на группы они не должны превышать 10 - 12 человек на большинстве предметов, общая наполняемость класса не должна превышать 25 человек! В этом я прямой противник подушевой системы финансирования! У детей есть врожденная любознательность и интерес к окружающему миру, его главное "не убить". С развитием информационных технологий становится возможным больше развивать самопознание мира у детей в форме не только проектной деятельности (уже так набившей оскомину за последнее время), но и разнообразных форм творчества, самодеятельности, социальной активности и пр.

Главное с детства не подавать дурных примеров типа "можешь ни хрена не делать, мы тебе и так все, что нужно нарисуем"!

Продолжение следует ...

модернизация, образование, Итоги десятилетия, Фурсенко, Школа

Previous post Next post
Up