Педагогику убили... и закопали

Apr 21, 2013 23:15

Сейчас буду плеваться и шипеть подробно и злобно. Сидели мы не далее, как сегодня со студентско-преподавательским коллективом и пили чай. И сообщают они  новость мне, что с сентября всем специальным школам дадут полгода на превращение в обычные школы, а воспитанников на американский манер рассадят по обычным среднеобразовательным школам и не в специальные даже, а в обычные классы! Говорят, приказ уже подписан.
Многие, особенно ведущиеся на сладкую пропаганду о социализации "бедненьких инвалидов", восхитятся - как верно и мудро! И главное - вовремя!
Но тут есть немало подводных камней...

ВО-первых, кто не знает, в специальных школах есть чертовски много плюсов. Рассмотрим их на примере школы для слабослышащих/глухих детей (то есть школы 1-го и 2-го вида).

Плюс первый. Детей в классе от 4 до 10 (редко) человек. То есть практически индивидуальный подход к каждому ребенку. Сюда же и то, что уроки ведет сурдопедагог (дефектолог), человек, который знает специфику восприятия "особых" детей, знает методику КАК преподать им знания, чтобы они их усвоили и закрепили умение применять эти самые знания.
Плюс второй. Учебное расписание строится с учетом возможностей детей, с учетом их потребности, чередования умственной-физической-творческой нагрузки. Расписания прогулок, физкультуры и прочее - составляются с учетом кучи факторов именно данной особенности детей, чтобы процесс обучения был максимально эффективен. После физкультуры не ставят математику, а первым уроком не идет физика или химия. Не буду вдаваться в подробностей - но грамотное расписание - виртуозный расчет режима нагрузки на слабослышащего ребенка.
Плюс третий: каждый ребенок в течение дня один час занимается ИНДИВИДУАЛЬНО (то есть персонально) с отдельным дефектологом, в специально оборудованном кабинете, что называется, тет-а-тет. На этих занятиях ребенок учится говорить, уточняются и дополняются представления об окружающем мире и самом ребенке, тренируется произношение и совершается еще много полезных вещей для развития ребенка.
Плюс четвертый, малоучитываемый: в специальной школе осуществляется цеховая преемственность педагогической практики. То есть учителя молодые, пришедшие из ВУЗа, получают методическую поддержку, советы, пример реальной "полевой" работы, что избавляет их (и детей) от неизбежных ошибок начинающего педагога. А педагогические ошибки трудно исправить, они очень дорого стоят и детям и самому педагогу в плане самоедства хотя бы.
Плюс пятый: при школе как правило есть мастерские, швейные, столярно-плотницкие и т.п., где дети получают профессиональные навыки, которые не просто "пригодятся в жизни", а служат развитию ребенка в целом (ручной труд, по мнению классиков от Выготского до Макаренко - мощнейший инструмент для воспитания и социализации ребенка в коллективе), также школы часто сотрудничают с учебными заведениями, средне-специальными и профессиональными училищами, колледжами и готовят своих учеников к поступлению, сотрудничают с пед.коллективом, осуществляют патронат над своими выпускниками.
Плюс шестой: что бы там ни говорили о страшном чудище по имени "сегрегация", общение в кругу детей с аналогичными трудностями дает ребенку возможность просто общаться, не зацикливаясь на ощущении, что он "не такой, как все". Тут он может общаться на равных, строить отношения, учиться и дружить среди "своих". Немало есть примеров, когда родители изолировали своего неслышащего ребенка от общения с детьми "его проблемы" и отправляли учиться в обычные заведения. И вот неслышащий ребенок не может общаться со слышащими - его просто не понимают и не принимают (вот не надо мне сейчас про милосердную толерантщину, никакой психолог не воспитает УЖЕ СФОРМИРОВАВШИХСЯ в своей семейной и дворовой среде школьников, которые и к своим слышащим чуть заикающимся сверстникам бывают безжалостно суровы и неприветливы), а при попытке в более старшем возрасте вернуться в среду себе подобных - он не умеет общаться и с ними и становится вынужденным изолянтом, учась хоть как-то налаживать социальные связи, но это очень и очень трудно. А ведь хочется и семью завести, и профессионально реализоваться... Сложно сделать верный выбор, куда отправить учиться ребенка, есть примеры удачные и не очень и с тем, и с другим вариантом.

Не удержусь, добавлю еще историю с мамой глухой девочки. Мама остро желала, чтобы ее дочь училась в "слышащей" школе. Даже добилась этого (пока еще это не так просто), у девочки сейчас нет друзей, это я знаю достоверно. Речь развита крайне слабо, понятия о жизни - как у наивной первоклашки (я с ней занималась), хотя девочка, то есть девушка, скоро уже закончит школу. Мама, беспокоясь о будущем своей дочери, обратилась за консультацией к психологу, с запросом, примерно "Что можно сейчас сделать такого полезного, чтобы потом моя дочь вышла замуж за СЛЫШАЩЕГО?". Конечно, это идея неплохая. Допустим, даже случилась любовь и "они" поженились. Очень немногие мамы мальчиков согласятся на такой брак и примут невестку "такую, какая она есть". Глухой человек - редко дотягивает до уровня слышащего. Это суровая правда. Да, я знаю немало глухих с прекрасно развитым мышлением, умнее и интеллигентнее меня в тысячу раз, перед которыми я преклоняюсь, зная, какого труда это стоит. Их учителя, наверное, были гении педагогики, да и сами эти люди - трудяги по жизни, потому что глухому приходится всю жизнь учиться, повторять и освежать умение говорить. И очень много читать. Очень. Это специфика депривации слуха, им приходится чтением добирать тонны информации, которая слышащим достается незаметно "сама собой" в раннем детстве и всю дальнейшую жизнь. Но подавляющее большинство моих знакомых глухих и слабослышащих - увы. Ни в устной (ну ладно, это действительно трудно), ни в письменной речи не владея сложными конструкциями, пользуясь жестами-заменителями, не блещут знаниями или глубоким пониманием (допустим, студенты) ситуаций, учебного предмета или истории из книги.
Так вот о девочке. Мама мечтает выдать дочь замуж за слышащего, не принимая очевидного факта - ее дочь будет понята и принята человеком, который будет ее ПОНИМАТЬ. Ее проблемы, ее желания, ее восприятие мира - кто ее поймет? Человек с аналогичным взглядом на мир. Но проблема родителей в этой ситуации - тема для большого отдельного разбора.

ТЕПЕРЬ О МИНУСАХ специальной школы.
Минус первый. Дети изолированы от сообщества сверстников, не имеющих "особых потрбеностей", соответственно, наши ребята умеют отлично коммуницировать только с себе подобными либо с профессионалами, знающими как и что у них спросить, как их понять и как до них донести какую-то мысль. За стенами учебного заведения дети, даже выпускники, довольно беспомощны, для них трудно заполнить какую-нибудь анкету, распознать мошенника, даже просто объяснить, что они не понимают, как получить загранпаспорт, справку в собесе, отдать ребенка в садик и так далее. Любые социальные взаимодействия для них - проблема. Но если строго посмотреть - это часто проблема и для слышащих. Другое дело то, что глухие и слабослышащие часто страдают таким психологическим моментом, как пассивность и инфантильность, желание переложить свои проблемы на кого-нибудь компетентного, кто за них все сделает. Они плачут на экзаменах в университете "выжаливая" пятерки, не зная материал и на тройку (!), я это видела и неоднократно. Они притворяются, что "не понимают и не слышат", "не умеют говорить" в неудобных для себя ситуациях. При нажиме - говорят, да еще как! И понимают больше, чем показывают. Это я к тому, что в поезде или кафе глухие продавцы ручек и фонариков понимают гораздо больше, чем можно подумать. Да, им трудно найти работу. Но и слышащим...

Минус второй. Знания, полученные в специальной школе все равно по объему и глубине МЕНЬШЕ знаний, полученный в обычной средней школе. Хотя прочность этих знаний несомненна. Но их - меньше. То есть знания, полученные в специальной школе - прекрасная база для средне-специального и среднего профессионального образования. Не для ВУЗа. Они учатся в ВУЗах, эти дети. Но студент-глухой, выучившийся на сурдопедагога, не будет работать сурдопедагогом. Потому что его не возьмут. В крайнем случае няней-воспитателем, но никак не учителем. Потому что для работы учителем-сурдопедагогом нужна прекрасная, образцовая речь, а это у глухих слабое место из-за сильного акцента и часто отсутствия "языкового чутья". Глухие могут работать кассирами, подсобными рабочими в супер-гипермаркетах, учителями физкультуры и труда в специальных же школах, всевозможные "трудовые" профессии производства - обувь, мебель, парикмахерская, автослесари и пр. А что - всем становиться менеджерами?

Вот что я хочу сказать - специальные школы - великая и сложная, полезная и универсальная система образования для лиц с особыми потребностями. У нее есть недостатки, но плюсы перевешивают. Основательно. И если ее, эту систему образования, разрушат - эти самые лица останутся без образования. Со справочкой в никуда.
Previous post Next post
Up