Доработка Тростей для Саксофона

Jun 20, 2009 02:26

Саксофон инструмент ни разу не мой. Но статья полезная.
источник
назад

Данная заметка составлена на основе материалов следующих книг:
THE ART OF SAXAPHONE PLAYING By Larry Teal
A COMPREHENSIVE HANDBOOK OF MODERN REED WORKING By Georg T. Kirck
Приведены только некоторые цитаты, показавшиеся мне полезными. За полной информацией лучше обратиться к первоисточникам

Arundo DonaxДля производства тростей возраст камыша должен составлять от двух до трёх лет. Трости сделанныё до конца двух лет слишком мягкие и не долговечные. Более возрастные трости слишком твёрдые и плохо управляемые. Камыш сначала сушат в течении четырёх месяцев в тени, затем их помещают на солнце, на 10 дней, которое убирает зелёный цвет. Затем наступает период выдерживания на складе в прохладном и хорошо вентилируемом помещении в печении 1-3 лет. Ботаническое название растения Arundo Donax, оно схоже по структуре со своим родственником бамбуком.


Reed-Mate Reed CaseУпомянутая коробка для тростей является гидростатической, поглощая излишнюю влагу из только-что игравших тростей и увлажняя более сухие. Поддерживаемая влажность 75% близка к натуральному содержанию влаги в растущем растении.

Выбор тростей
  1. Ищите трости с тонкими прямыми волокнами. Они должны быть параллельны оси симметрии и распределяться равномерно. Если имеется их концентрация, то лучше если она будет в центре. Если волокна бесцветные или тёмно коричневого цвета это говорит о том, что этот стебель был срезан во время сокодвижения и звук будет плохой.
  2. Избегайте кривых тростей.
  3. Избегайте темных прожилок в гранях срезанной части (vamp), их хорошо видно на просвет.
  4. Темные пятна на гладкой кожуре не являются браком и многие саксофонисты предпочитают такие трости, однако пятна на срезанной или плоской части (table) недопустимы.
  5. Слегка золотистый или кремовый цвет vamp говорит о зрелости камыша, избегайте коричневого или зелёного оттенка (зеленоватые можно выдержать год, а коричневатые или с пятнами это брак).
  6. Если вы купили коробку тростей и нашли там одну неправильно окрашенную трость, не спешите выбрасывать, есть вероятность, что она будет работать.
  7. На просвет, утолщение (сердце) на срезе трости должно напоминать перевёрнутую U.
  8. Срез должен быть симметричен.
  9. На виде сзади определите диаметр ствола, с которого была вырезана трость. Слишком большой или маленький размер ствола не дадут хороший звук. Оптимален средний диаметр 25мм.


Материал трости

Состоит из маленьких, жестких трубочек-волокон которые соединены вместе более мягкой, губчатой субстанцией, легко абсорбирующей влагу и формирующей пространство, в котором вибрируют волокна. Слюна, попадая на более мягкую внутреннюю поверхность волокон-трубочек, разъедает ее, меняя правильное взаимовлияние между жесткими и мягкими элементами. Этого можно избежать, запечатав концы трубочек. Отполируйте срезанную часть, сознав твердую поверхность, не пропускающую влагу. В качестве инструмента может быть использована ложка, корпус шариковой ручки или ноготь. Движения должны быть направлены только к кончику трости. Приверженцы другой теории советуют проводить эту процедуру сразу после третьей сессии, предварительно увлажнив, для предотвращения изменения влажности. Исследования в Иллинойском университете показали негативное влияние на свойства трости периодических циклов сушки и намокания.

Умирающие трости можно полечить, замочив их на ночь, в 3% перекоси водорода. Не забудте хорошо отмыть эти трости и дать им высохнуть перед использованием. Очень легко поскоблив трость лезвием можно снять отложения, скапливающиеся на трости и мешающие балансу. Привейте себе с самого начала привычку надевать колпачок на мундштук, когда не играете.

Обкатка тростиПравильная подготовка тростей и использование их некоторого количества по очереди увеличивает срок их службы, помогает сделать амбшур более сильным, и чувствительным к стадиям жизненного цикла тростей.

Первая сессия: Замочите 4-6 тростей в дистиллированной воде на 10-15мин. Длительность замачивания каждой трости должна быть одинакова! Сотрите воду между пальцами и увлажните во рту. Играть надо всего несколько минут в средней громкости, с нижнего регистра к верхнему. Положить на стекло и дать посохнуть пока играете на следующей новой трости. Раскладывать трости на стекле удобнее по следующей системе: тугие левее, мягкие правее, хорошие выше и плохие ниже. Отберите четыре трости имеющие наибольший потенциал учитывая, что со временем они станут мягче и сложите в порядке перспективности. Смочите слюной слегка и сложите в Reed-Mate .

Вторая сессия: На следующий день трости хранящиеся в обычных коробках надо замочить на 10 минут. Из Reed-Mate коробки замачивать 2 минуты. Испробуйте октавы, квинты и кварты. Если верхние ноты сложно интонировать или они звучат жужаще, возможно трость слишком мягкая. Если низ нельзя сыграть мягко , чисто тоном, то трость слишком тяжела. Проверьте на артикуляцию играя легато и стокато, хорошо сбалансированная трость будет быстро отзываться. Поиграв так 5 минут переходите к другой а эту положите в слайдер Reed-Mate. После того как вторая трость протестирована сравните её с первой и если она лучше оставте порядок прежним. Итд. [На мой взгляд при необходимости здесь можно начерно сбалансировать трость, если она перспективна, но не сбалансирована, надо только предварительно поиграть несколько минут, приведя её в конфицию.]

Третья сессия: Трости вынутые из Reed-Mate надо проверить на влагу, они должны иметь сухую поверхность и быть холодными на ощупь. Если слишком сухие, то надо замочить, если влажные, то просушить коробку открытой в течении этой сессии. В нормальном случае трость надо только увлажнить слюной. Поиграть можно чуть дольше. После этого надо сделать полировку стола трости и запечатать каналы на срезе.

Четвёртая сессия: Может быть ещё дольше и после неё, при необходимость можно снова прошлифовать стол трости (не трогая самый кончик)

Подгонка тростиБесполезно работать над тростью не правильного возраста, проведите следующий тест: надавите ногтём большого пальца на кору трости, если она сопротивляется полностью, то материал слишком стар и пересушен. Если на ощупь она слишком мягка и отпечаток чересчур легко оставить, трость еще не спелая. Небольшой отпечаток и ощущение пружины под ногтём указывают на правильный возраст камыша. Другой превосходный тест использует поиск так называемой "арки зрелости". На правильно высушенном камыше появляется тёмная прожилка (похожая на арку) сразу под корой, на торце трости, если торец трости погрузить в воду на дюйм, на несколько минут. Эта прожилка должна иметь коричнево-оранжевый цвет. Если она имеет зелёный, или желтый оттенок или прожилки нет вообще, трость не готова к подгонке и её надо отложить на год или больше для повторного теста. Такие трости правильно выдержанные иногда становятся любимцами. Если после замачивания торца, как описано выше подуть в торец (взяв его в рот), то на срезе должны появиться маленькие пузырьки. Они не должны быть большими или изобильными, так-как это указывает на излишнюю пористость камыша. Надо только иметь в виду, что более крупные трости имеют большие волокна-трубочки. Хорошая идея подобрать трости, которые сопротивляются продуванию воздуха сквозь них, но не полностью перекрывают его. Всё описанное выше относится только к новому материалу.

Минимальный список инструментов:
  1. Кусок стекла
  2. Reed Trimmer -надо выбрать такой, чтобы форма реза соответствовала мундштуку.
  3. Scraping knife
  4. Dutch Rush
  5. Наждачка 8-0
  6. Бритва
  7. Полировка для ногтей (бафик)
Если трость играет неплохо, лучше всего отложить её доработку, пока не закончится "обкатка". В первый раз надо поиграть на новой трости совсем немного и отложить на день, затем поиграть чуть дольше. И так далее пока не почувствуете, что материал стабилизировался (см. выше). Чаще всего трость будет чуть мягче, чем сначала, но не всегда (иногда наоборот).

БалансировкаТест на жесткость и баланс можно сделать, надавив тростью на ноготь большого пальца и скользя последним по острому кончику трости (поперёк). Затем проверьте баланс обеих сторон, сгибая трость за точку расположенную чуть ближе от угла к комлю, указательным пальцем с обеих сторон. Но самый верный способ это повернуть мундштук в амбшуре так, чтобы остановить вибрацию на одной стороне и протестировать поочерёдно каждую сторону. На каждой стороне надо поиграть весь диапазон и резюмировать - слишком мягка это сторона, нормальна или жёсткая. Может случиться, что они обе мягкие и сначала надо обрезать. Таким образом, может получиться три типа тростей:
  1. Жесткая/нормальная
  2. Жесткая/мягкая
  3. Нормальная/ мягкая
При балансировке стачивается материал на крыльях (S), избегая затронуть сердце (Н), кончик(Т) и центр сопротивления (С) с более жёсткой стороны. Этот метод подходит только для первого типа. Остальные балансируют параллельно с обрезанием.

Слишком мягкая тростьСамое простое обрезать, предварительно увлажнив. Имейте ввиду, что каждым срезом вы укорачиваете Vamp и можно дойти до точки, когда она перестанет работать (обычно не более 1.5мм). После надо скруглить углы и подогнать край под мундштук с помощью бафика. [На мой взгляд, это иногда может быть вредно, т.к передниий край мундштука не всегда идеально симметричен.] Направление движения обязательно к центру трости. Даже если трость достаточно жёсткая, что её не надо резать, обязательно подгоните край перед балансировкой.

Слишком жёсткая тростьТрость, которая кажется жёстковатой, может быть на самом деле более жёсткой только с одной стороны. Это можно определить, поворачивая мундштук в амбшуре, заставляя вибрировать разные углы. Только после того как вы убедились, что обе стороны работают одинаково, но слишком жёсткие можно начинать подгонку. Если одна сторона жестче, то посмотрите на кончик трости при ярком свете, чтобы решить, где стачивать. Dutch rush лучший инструмент для балансировки кончика и сторон. Всегда точите только к кончику, но избегайте его заострения к концу работы. Для балансировки можно стачивать место, расположенное от 15мм до 3мм от кончика. Зашлифуйте сточенное место о середины к краям, но так, чтобы не задеть сердце трости (оно помечено крестиками на рисунке). Если после балансировки трость всё ещё тугая слегка проскребите, стороны vamp ножом. Если цель не достигнута, надо стачивать vamp целиком, но очень скромно в районе сердца. Направление движения от центра к краям, постепенно смещаясь к кончику. Если светлая точка появится на сердце трости, самое лучшее выкинуть её на фиг - сердечная недостаточность была фатальной.

Доработка трости
Т-кончик Это место отвечает за общую управляемость и качество тона. Точить здесь надо в последнюю очередь, когда другие места уже обработаны.

Н- сердце
Никогда не снимайте материал здесь. Возможна только очень лёгкая шлифовка всей трости.

С-центр сопротивления, передаёт энергию от кончика к сердцу. Доработки в этом месте и по бокам сердца (U) исправляют тон и управляемость(отзывчивость) в верхнем регистре.

S- плечи или крылья
В этом месте балансируют трость. Материал в этом месте, а также в точках (С),(M),(L)и верхней части (R) отвечает за общее качество тона, общий резонанс и управляемость(отзывчивость) в отдельных точках.

R- Рельсы
Постепенное и сбалансированное снятие материала здесь улучшает её управляемость(отзывчивость) и общий резонанс, добавляя вибрации.

V- низ среза
Пропорциональное снятие материала ниже пунктирной, центральной линии и особенно в точке (V) улучшает управляемость(отзывчивость) и резонанс в нижнем регистре. Также полезно снять кожуру в этом секторе.

U-верхний регистр
С этом районом работают совместно с (S) и (T) улучшая управляемость(отзывчивость)и качество тона в верхнем регистре.

М- средний регистр
С этом районом работают совместно с (S) и (R) улучшая управляемость(отзывчивость)и качество тона в среднем регистре.

L-нижний регистр
С этом районом работают совместно с (S) и (V) и ниже пунктирной, центральной линии улучшая управляемость(отзывчивость)и качество тона в нижнем регистре.
Таблица ДоработкиПоведение тростиПричинаЗона доработкиСпособ доработкиГудящий и острый звукслишком мягкаяТобрезатьТусклый звук при мягкой игредисбалансS,R,TсбалансироватьТяжело дуется-RШлифуйте и сбалансируйте края, надо взять чуть шире, чем нарисовано.Общий недостаток резонанса-Ветикальные рёбра тростиСделайте трость уже, если она широка.После балансировки трость играет хорошо, но тяжело дуется.-Нижняя часть среза, M,UсошлифоватьТон плоский и "камышовый". Трость требует мало воздуха для вибрацииСлишком мягкаяТОбрезайте за один раз очень малое количество с кончика трости, Максимально можно отрезать 1,5ммТон хороший, но трость требует черезмерного количества воздуха и амбшураТрость слишком тугаяСрезШлифуйте срез целиком, незначительно в районе сердца и кончика.Тон водяниатый или острый (edgy) и трость плохо отвечаетТрость слишком твердая и/или несбалансированная.СрезОблегчить или сбалансировать трость (см. выше)Интонирование в целом пониженное, но в верхнем регистре неправильноеТрость слишком мягкая или срез слишком длнен, по отношению к окну мундштука.S,TПроверить длину среза обрезав и сбалансировавИнтонирование в целом повышенноеСлишком короткая или жёсткая тростьСрезОбщая шлифовка трости репозиционирование среза.Недостаток резонансаТрость слишком твердая и/или несбалансированнаяS,R,TОбшая шдифовка и снятие материала с тёмных мест. Усиленно шлифуйте R если трости все ёще тугая.Недостаок в отзывчивости (responce) трости, шероховатости и резонанс в верхнем регистреТрость несбалансированнаS,T,U,(C)Сбалансировать трость будучи очень осторожным в U,(C)Ноты верхнего регистра трудно брать мягкоКончик и крылья слишком тугие и /или несбалансированныеS,TШлифуйте тёмные места в указанных точкахНедостаток отзывчивости и резонанса в среднем регистреТрость несбалансированна или туга с боков от сердцаS,M,RСделайте балансировку концентрируясь на указанных местахНедостаток отзывчивости и резонанса в нихнем регистреИзбыток материала в указанных областях и/или дисбалансS,L,VШлифуйте нижнюю часть среза (до пунктира)удалите кору с V,Сбалансируйте S и затем сбалансируйте LСвистНе плоский стол, дисбаланс или слишком мягкая тростьСтол или TШлифуйте стол трости или обрезайте её, сбалансируйте.
назад

трости, донакс, саксофон

Previous post Next post
Up