Уже неоднократно говорилось, что усилия Запада по унижению России ни к чему не приведут. Это связано, прежде всего, с совершенно разными системами взаимоотношений общества и власти у нас и на Западе.
На Западе сложилась юридическая, договорная система взаимоотношений (не обязательно зафиксированная на бумаге - это может быть просто предусмотрено), в рамках которой обе стороны что-то должны друг другу (хозяин - работник) и обмениваются возможностями. Поскольку каждая из сторон при заключении договора стремится выторговать себе больше преференций, договорная система по умолчанию включает в себя потенциальную возможность обмана, дезинформации и соответствующих санкций. Эта система диалогична, предусматривает равенство сторон и отказ от диалога уже является санкцией и наказанием. В этой схеме возможна рокировка - можно из вышестоящего стать нижестоящим и наоборот. Как у Гоголя: «Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом. Впрочем, место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими, еще значительнейшими».
В России совершенно иная форма взаимоотношений общества и власти, в основе которой лежит традиционная, религиозная система представлений. Фундаментом этой системы является безоговорочное вручение себя кому-то, отдача себя на милость, когда отношение вышестоящего формирует не только систему взаимоотношений, но и идентичность того, кто вручает себя вышестоящему. Достоинство в этой схеме определяется милостью («Не твоя б государская милость, и яз бы што за человек?» - писал опричник Василий Грязной Ивану Грозному) служба становится служением, человек не работает, а помогает начальнику.
Эта система взаимоотношений односторонняя, монологичная, главное в ней - покровительство, между деятельностью вручающего себя и ответным действием вышестоящего нет обязательной связи, производственные взаимоотношения поддерживаются внерационально, инструментами, не имеющими прямого отношения к делу - прощением, прошениями, снисхождением, лестью, скандалами, выпивкой, чаепитиями, банями, подарками на праздники. Одна сторона должна отдать все, а другая может ответить, а может и нет, может наградить, а может выгнать - искать в этом логику бессмысленно (отец и сын). В этой системе отношений договор всегда вынужденная мера (неужели недостаточно честного слова?), а, следовательно, соблюдать его не только не обязательно, но нарушить это восстановить справедливость. Как говорил Даниил Заточник: «Лжи бо мирови, а не Богу» (Лги миру, а не Богу).
Эти две системы (Западная и Восточная), российская, не сходятся между собой никак, в значительной степени не видят друг друга. Западному человеку кажется, что нужно вмешаться в договор между нашим народом и властью, между людьми и Президентом, обвинить власть в неисполнении этого договора - и дело сделано, революция топором постучит в дверь. А договора нет. Они судят по себе и их обманывает собственное невежество. Им кажется, что главное, что должна делать власть - это обеспечивать достаток в обществе и уровень этого достатка прямо пропорционален легитимности власти. А у нас это не работает, ибо власть должна обеспечивать не достаток, а порядок и быть носителем справедливого мироустройства. И задача государства, по точному выражению философа Соловьева, не превращать землю в рай, а следить, чтобы она не превратилась в ад. Их интересует устройство будильника, а нас интересует время - как тут договориться? Как им поссорить нас друг с другом и с властью?
Никак.
https://t.me/yakemenko/7899