Ради чего?

Dec 13, 2008 15:24


Что такое спорт? Ради чего всё это? Почему люди посвещают этому жизни, жертвуют практически всем, проводя день за днём в залах, бассейнах, на каких-то тренировочных площадках, на лыжных трассах наконец. Изо дня в день повторяют одно и тоже, выматывают свой организм, превосходят все мыслимые и немыслимые пороги человеческих возможностей. И так может продолжаться десятками лет! Кто-то уходит раньше, а кто-то выйграв "всё", снова и снова доказывает, что всё ещё хочет бороться, хочет быть первым. Мне очень интересны такие люди. И они есть в любом виде спорта. И именно благодаря им эти виды спорта продолжают развиваться! Именно они становятся кумирами, именно они привлекают детей быть похожими на них.

В тему вышенаписанного, есть интересное интервью Елены Вайцеховской с Денисом Панкратовым - «МЫ МОЖЕМ ВЫИГРАТЬ У КОГО УГОДНО И ПРОИГРАТЬ КОМУ ПОПАЛО». В нём много "мыслей вслух" как раз такого человека. Вот несколько вопросов и ответов на них...

- Можно поинтересоваться, в какой момент своей жизни вы пришли к выводу, что большой спорт - бессмысленное занятие?

- Не знаю. Но чем больше я работаю со спортсменами, тем чаще вижу пустоту в их глазах. Они из года в год рвут жилы, а ради чего, никто из них толком объяснить не может.

- А ради чего рвали их вы?

- Ради иллюзии будущего.

- Несколько лет назад вы сказали, что самым большим разочарованием своей жизни считаете момент, когда первым коснулись финишной стенки олимпийского бассейна в Атланте.

- Я и сейчас могу это повторить. В тот день я явно повзрослел. 20 лет я шел к этой цели. Единственной цели своей жизни. Мой тренер Виктор Авдиенко приучил всех своих учеников, что никакие достижения, кроме победы на Олимпийских играх, не имеют никакого значения. Если бы мне перед тем заплывом в Атланте сказали: «Ради того, чтобы выиграть, ты должен умереть», я бы сознательно на это пошел. Был готов завершить свою жизнь ради олимпийской победы. Это такая цель, что жизни не жалко.

Я искренне верил, что если выиграю Олимпиаду, то как только коснусь бортика, непременно произойдет что-то грандиозное. Когда я его коснулся и ничего не произошло… Это были обычные аплодисменты, обычная - причем чужая - радость. У меня же… Я чувствовал тогда, что должен выиграть. Всем должен. Руководству, тренеру, ребятам из команды, ребятам, которых я выбил из этой команды. Наверное поэтому первой мыслью было: «Я отдал все долги». А второй - что двадцати лет моей жизни этот момент не стоит. Мне было жаль этих 20-ти лет.

Можно, конечно, сказать, что смысл большого спорта заключается в возможности показать большому количеству людей, у которых в силу разных причин достаточно ограничены жизненные перспективы, что у их детей есть шанс благодаря спорту подняться на вершину общества. Но и это - иллюзия.

Да, сейчас я могу сказать, что победы дали мне определенные жизненные бонусы. Меня взяли на хорошую работу, платят стипендию, как олимпийскому чемпиону, с уважением встречают в разных кругах, но если бы я двадцать лет занимался чем-либо другим с тем же безумием и фанатизмом, с которым тренировался, то более чем уверен, что достиг бы успеха в любой области.

- Получается, пока вы тренировались, вообще не задумывались ни о чем подобном?

- Авдиенко обладал колоссальной силой убеждения. И в какой-то момент мне просто было сказано: «Мальчик, ты себе не принадлежишь. Слишком многое на тебя потратило государство. Ты - должен». Это сыграло свою роль. Плюс - вся эта атрибутика: красный флаг, буквы СССР на груди, гимн, постоянное ощущение, что мы - великая нация, что нас не любят и нужно во что бы то ни стало доказывать, что мы сильнее… Потом, когда Союз развалился, началось другое: «Надо во что бы то ни стало сохранить престиж России» и так далее. Хотя начиная с 1992-го, когда я проиграл Олимпиаду в Барселоне, мое отношение к спорту стало носить достаточно личный мотив. Потому что для меня Олимпийские игры были, как красная тряпка. И с 1994-го до 1996-го я уже не проиграл ни одного серьезного старта.

А после Атланты эта мотивация ушла. Еще через полгода, когда я собрал все рекорды мира в баттерфляе, заставить себя тренироваться стало вообще невозможно. Вот и вся история. У каждого она своя.

- В 2000-м, тем не менее, вы продолжали плавать и одновременно работали на телевидении

- Из-за этого, подозреваю, меня и стали выдавливать из плавания. Делать все, чтобы от меня избавиться. Это нормально, на самом деле - избавляться от ветеранов любым способом. Понятно ведь, что ветеран будет до последнего цепляться за свое место, отбирать его у более молодого, «вышибать» его на отборе. Но если задуматься - перспективы-то никакой. Либо человек достигнет того же уровня, что был когда-то, либо уйдет вниз. А у молодого есть перспектива. Как ни крути - новое лицо. Есть надежда, что он что-то совершит...

- Ветераны в таких случаях любят рассуждать о справедливости. С вашей точки зрения, она в спорте есть?

- Конечно. Спорт абсолютно справедлив. В нем всегда есть сильнейший и с этим ничего не поделаешь. Если ты не выиграл, значит, проиграл. Значит, был не готов. Мог выиграть? Ну так напиши себе на груди: «Я мог выиграть» - и ходи с этим везде. Не выиграл - закрой рот. Да и если выиграл - тоже закрой. Или говори, что от тебя хотят услышать журналисты.

- А что они хотят?

- Примерно одного и того же. Не случайно все послеолимпийские интервью одинаковы, словно один человек писал. «Я стремился, я хотел, я добился. Мои родители сейчас плачут перед телевизором…». У меня случалось, когда, выиграв, я обдумывал, какие вопросы мне могут задать и что я буду отвечать, чтобы ответ получился красивым. Как правило, таких вопросов мне не задавали.

- А на ваш взгляд, в чем смысл жизни?

- Чем больше я слушаю, что об этом думают другие, тем сложнее прийти к какому-то заключению. Мне кажется, ответа на этот вопрос вообще не существует. Ведь представления человека о жизни меняется даже в зависимости от времени суток. Я проснулся - смысл жизни представляется в работе, в каких-то профессиональных свершениях. Увидел сына - начинаю думать, что смысл жизни - дети. Если человек голоден и перед ним поставили вкусную еду, может показаться, что смысл жизни в развлечениях и удовольствиях. А к вечеру хочется, чтобы тебя все просто оставили в покое и дали выспаться.
Одну из передач мы делали об известном гандбольном тренере Владимире Максимове. Он не задумываясь ответил, что видит смысл жизни только в одном: в победе.

Если разобраться, проигрывать тоже неплохо, когда ты не относишься к этому серьезно. К тому же победив, ты потом можешь только проиграть. А если проиграл, то есть надежда, что если поработаешь еще чуть-чуть, то обязательно выиграешь. Мне, например, любопытно смотреть на того, кто выиграл и всерьез начинает верить, что он избран Богом. Что он достиг вершины, что теперь все наладится… А на самом деле ты всего лишь поднялся на пару ступенек. И когда пришел на тренировку, на тебя тренер орет точно так же, как орал до этого, потому что ему нужно, чтобы ты поднялся на следующие пару ступенек.

Оригинал статьи на сайте Елены Вайцеховской тут.

мысли вслух, swimming, sport

Previous post Next post
Up