Вся история трэш-походов началась в Налибокской пуще. Сначала препятствия были совершенно надуманными и служили тому, чтобы как-то разнообразить скучный поход. В первый раз мы заложили два брода через реку Ислочь в конце декабря, хотя в этом не было совершенно никакой необходимости.
Второй раз просто прошли всю пущу поперёк по суровым морозам. После было придумано много разных извращений, призванных усложнить жизнь путешественнику, но Налибоки остались в памяти такими уютными, простыми и спокойными. Песочек, сосёнки, дорожки, всё по-домашнему. С такими мыслями я и собирался в дорогу на историческую родину трэш-походов.
Среди упоминаний
прошлого похода было такое, которое немного повеселило:
"Возьми блогера в поход - он всю клюкву перефотографирует!". В общем, меня взяли в поход ещё раз :) Вообще, собиралась с нами целая толпа, но, так вышло, что отправились в путь мы с Костей вдвоём.
Приехали в деревню Клетищи. Там нас сразу встретили местные мужики, которые тусовались у остановки. Говорят, ребята, там волки, медведи, ружьё у вас есть вообще? Не ходите туда, в той стороне деревень нет! Так сказать, выдали полные оптимизма напутствия.
Буквально за день до похода по Беларуси прошёлся циклон Хавер, который укутал страну белоснежным покрывалом. В общем, настроение было самым оптимистичным.
Мы шли по мощной дороге и должны были свернуть либо на первую, либо на вторую просеку. Удивительно, столб, указывающий на просеку мы нашли легко, а самой просеки как будто никогда и не было. Взамен, кругом жуткие болота, лезть в которые, вот так, неожиданно, в декабре, не сказать, чтобы очень хотелось.
В общем, первую просеку мы пропустили за недостатком мотивации, а так же данных о местности, тем самым километра на два отсрочив прощание с безмятежностью.
По ходу дела удалось выяснить, что Костин GPS врёт метров на 70-150. Будучи образованным человеком, Костя выстроил теорию, согласно которой карты генштаба привязаны согласно Пулковскому эллипсоиду, а GPS, как аппарат заграничный, использует эллипсоид WGS 84. Не понятно, правда, отчего его начало глючить именно в Налибоках, но всё равно я одуревал от глубин Костиных познаний.
Дополнительно удалось (на этот раз исключительно эмпирически) выяснить, что вдоль дорог идут каналы, не отмеченные на карте. Ну а то, что кругом болота, это только для меня новость была. Оказывается, надо было лучше всматриваться в карту предлагаемого маршрута :)
Вот уже пришло время сворачивать на просеку, которая, как и предыдущая, оказалась совсем не просека. Мысль о броде через канал у дороги отвергли сразу. Во-первых, он, зараза, глубокий, а во-вторых, вот так, начинать прям с брода не хотелось. Более того, у нас в маршруте брод значился вполне определённый и совсем не тут. Так что пришлось просто выполнить смертельный номер - проход по скользкому бревну.
Сразу плюс к морали! Уже герои, такое препятствие!
Дальше пошли искать просеку. Не нашли. ГПС показывал какую-то ерунду. Я, зачем-то, засунул теплю, сухую ногу в болото, а высунул уже совсем не сухую. Да и не тёплую совсем. Более того, мы упёрлись в такой канал, что не обойти, не переплыть. Канал разлился в болота на сколько хватало видимости. Пришлось заглянуть в гугл-мапс на телефоне. Телефон подтвердил бессмысленность наших намерений: мосток через канал был дальше. Мысленно (и даже, немного вслух) желая, чтобы воображаемая девушка, которая оцифровывала карты для ГПС оказалась рядом с нами и разделила тяготы ориентирования, мы двинулись в обход.
Нашли мосток и даже вполне проходимое болото. Не раз замечал, что не смотря на всю грозность препятствия, если ты можешь сделать первый шаг, то и весь путь, скорее всего, осилишь. Так, прошёл по одному поваленному дереву, потом по второму, третьему. Глядишь, и разгадал весь лабиринт.
А потом, оглядываясь, понимаешь, что преграда надуманная, справится и стар и млад, надо только немного морально-волевых качеств.
Сказать, что я не ожидал увидеть так много воды вокруг - всё равно, что промолчать.
Я безумно рад, что довелось увидеть такие фантастические красоты. Мне кажется, что вот так вот попасть, чтобы столько ещё жидкой воды, снег, да ещё и с возможностью забраться в самую глубь - редкая удача.
Короткий перекус. Костя до сих пор мне припоминает
тот поход по Налибокам, когда я написал, что он морил меня голодом. :) В этот раз мы ели много, вкусно, и своевременно. Спасибо, тебе, Костя :)
И снова в путь.
Снова каналы.
Смеркалось. Наконец, мы вышли на просеку, которая должна была вывести нас на хорошую дорогу, по которой не более пяти километров было до стоянки. Просека была хорошо заметна, так что я вполне оптимистично высказался, мол просеки - это не лесные же дороги. Иди по прямой и всё тут. Удивительно, какие повороты может учудить судьба. Буквально через двести метров мы встретили колоссальный бурелом. Огромные ели развалились во все стороны на протяжении метров ста. Уже ближе к выходу меня отпустил режим "вызов принят" и я решил запечатлеть масштаб и Костю. Тут-то и прозвучала сакраментальная фраза, практически девиз всей субботы: на ближайшем бревне поворачивай направо!
Наконец, стемнело совсем. В таких условиях надо обладать недюжинным воображением, чтобы понять, где просека 1986 года есть, а где нет. В прочем, по этим просекам и днём без воображения не обойтись, а ночью - это чистые фантазии.
Наконец, не без труда мы добрались до озера Кромань, где планировали ночёвку. В общем, весь трэш этого похода, как я планировал, должен был заключаться именно в ночёвке. Висячей ночёвке.
Для висячей ночёвки у нас были две верёвки по 30 метров каждая, плюс всякие петли, репшнуры и прочие мелкие верёвочки. Так же была мысль подвесить на четырёх деревьях две жерди и намотать на них верёвку. В принципе, довольно простой план. Но тут же выявились проблемы.
Из сухих деревьев в округе одни трухлявые берёзы, причём размером с ракету. Они отлично шли в костёр, но совершенно не годились для поставленной задачи. Ветер с озера дул такой, что в этом костре прекрасно горели бы и живые деревья, не то, что трухлявые берёзы.
Прилично побродив по окружающим лесам я нашел таки две подходящие ёлки. Конечно, небольшие опасения вызывали прочность этих ёлок, но, я мысленно себя убеждал, что это же дерево, мощь такая!
Так что я, откинув дурные мысли, взял петельки и закинул эти две елки на высоту метров двух с половиной. Даже и не допрыгнешь особо.
Потом мы с Костей подумали, походили кругами, залезли наверх и слезли, попробовали чего-то натянуть, но ничего не вышло. Так что решили для начала поужинать.
За ужином пришло понимание, что, во-первых, деревья далеко стоят, слишком здоровенная площадка получается, у нас на столько верёвки не хватит. Ну и высоко и не удобно для первого раза. Да и страшно как-то сверху сидеть. Самое мудрое решение за вечер, между прочим. Пришло оно где-то в половину десятого. Напомню, до этого мы фигачили целый день, а приключения только начинались.
Разобрали эту байду, собрали в другом месте. На высоте метра полтора, более компактно. Всё красиво, просто загляденье.
Придумали, как экономно использовать верёвку и как добиться хорошего натяжения. Даже коврики расстелили и принялись тестировать. Однако, во время тестов хрустнула жердина со стороны Кости. Такое неприятное ощущение, должен я сказать. Пришлось слезть и идти в лес. В лесу нашёл маленькую сухую ёлку и поставил её как подпорку.
К сожалению, конструкторов среди нас нет, так что никто не догадался, что это не сработает. Вместо этого мы принялись укладываться. Когда я уже застегнул спальник, залез Костя, и пока он устраивался, наш прекрасный навес сложился вовнутрь.
Где-то полночь, мы с Костей сидим угрюмые у костра. Хочется спать, но не хочется сдаваться. Тяжелее всего было как-то начать уже что-то делать. Иду в лес, рублю живое дерево - это выдержит точно. Кое-как разбираем все эти мотявочки, складываем назад вещи. Дует сильнейший ветер, метёт метель, которая просто не даёт смотреть в сторону озера, режет глаза.
В очередной раз переделываем всё заново по самой простой схеме. Расстилаем коврики, расстилаем вещи. Я снова укутываюсь в спальник, ноги в рюкзак, красота. Ложится Костя, устраивается. И тут снова этот предательский хруст, но уже с моей стороны! Молча смотрим друг на друга. У меня руки внутри спальника, я как в смирительной рубашке, не могу ничего сделать. Расстёгиваю спальник и попутно пытаюсь сказать Косте, что в этот раз, поскольку мы сделали самый минимум, если палка сломается, то мы упадём, но не успеваю произнести и слова. Хрусь, бэмц, удар приходится в плечи и затылок. Но тело сковывает такая усталость, что чёрт с ним, просто дайте поспать.
В общем, пошёл в лес, нарубил колышков для палатки и поставили таки палатку. Сдались. В два часа ночи легли спать.
Костёр, раздуваемый ветром с озера, вытаял огромный след на земле.
Озеро Кромань - поставщик ветра. Я думал ещё на плоте по нему покататься, но с таким ветром мы бы не отчалили. И сухих деревьев нормальных не было. Да и сил тоже.
Разжигал джетбойл, скорее даже просто так, чтобы не зря взяли, так попало что-то в глаз. Что - не понятно, но болело сильно и неприятно. Костя все глаза просмотрел, но ничего не нашёл. Потом как-то притихло и мы даже собрались и пошли.
По дороге встречались вырубки, пройти которые - не такая уж простая задача.
Особенно если они на болоте, где вязнет даже такая техника.
Костя величественно забрался на обездвиженного врага леса со словами "что б ты тут и остался".
Тем временем с глазом стало совсем худо. Главное, что тут, в лесу, помощи ждать не от кого, надо завершать маршрут. Более того, до последнего автобуса не так уж много времени, а мне, во время ходьбы так режет глаз, что смотреть не могу. Но на автобус надо успевать. Закрыть один глаз, а смотреть вторым - тоже не вариант. Потому что шевелить одним глазом и не шевелить другим - не получается. А от шевеления режет.
Как-то, не без труда, собрался с мыслями, закрыл глаза, взялся рукой за рюкзак Кости и так, с закрытыми глазами и прошёл оставшиеся пять километров.
На автобус успели с запасом в 20 минут. Постоял ещё с закрытыми глазами, а как сел в автобус - просто как озарение. Ничего не болит, всё вроде бы хорошо. Такой вот более чем противоречивый поход.