Перспективы федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», ограничения, которые предстоит преодолеть при его реализации, а также новые запросы со стороны бизнеса, вузов и регионов обсудили на форуме «Кадры для цифровой экономики 1.2», который состоялся в Аналитическом центре при Правительстве РФ.
В работе форума участвовали руководители экспертных направлений, исполнители проекта «Кадры для цифровой экономики», игроки рынка образовательных услуг, представители вузов и институтов развития.
Открывая пленарную дискуссию форума, специальный представитель Президента России по вопросам цифрового и технологичного развития Дмитрий Песков напомнил, что для формирования экономики, которая базируется на цифровых технологиях, нужно лучше готовить новое поколение, готовить «цифровым образом» в школах и вузах, переобучить взрослых специалистов, готовых к освоению цифровых компетенций. А также необходимо «переподготовить управленцев, которые будут заниматься этими цифровыми преобразованиями».
«Никакой реальной статистики в образовании и на рынке труда сегодня не собирается, мы вынуждены пользоваться случайно подобранными рейтингами для определения места нашей страны - управлять такой системой невозможно. Чтобы чем-то управлять, надо это оцифровать. Главная задача федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» - за первый год на кейсах собрать общую онтологию рынка труда, оцифровать ее базовые предпосылки и научиться считать: а какой на самом деле дефицит специалистов? За прошлый год мы сделали базовую модель компетенции. Сделал ее искусственный интеллект. И мы научились быстро запускать пилоты, потому что оказалось, что у нас очень крутое сообщество в регионах. Мы научились собирать цифровой след. И знаем: когда вуз на самом деле учит и когда он "лепит" статистику», - отметил Дмитрий Песков.
Управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng Александр Ларьяновский подчеркнул, что в данный момент заказчика глобальных изменений в системе образования нет. Внедрение новых технологий обучения у компаний в сфере образования происходит за 2 месяца, а на уровне государства - за 4 года. Поэтому государство должно выступить как заказчик пилотных проектов в образовании и доверить их проверку бизнес-сообществу.
Заместитель премьер-министра республики Татарстан Роман Шайхутдинов пояснил, что региональные вузы должны рассматриваться как точки роста в цифровой экономике. В сотрудничестве с индустриальными партнерами они уже готовят кадры для высокотехнологичных компаний. Одним из инструментов для этого являются специализированные кафедры, организованные при участии крупных региональных предприятий.
Click to view
Участники панельной дискуссии обозначили ключевые факторы подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики: необходимо внедрять персонализированное образование, разделить ИТ-подготовку на базовую и прикладную, готовить кадры с упреждением ситуации на рынке труда, создать благоприятную среду для непрерывного образования, увеличить скорость принятия стратегически важных решений и преодолеть бюрократические барьеры, в том числе, в формировании цифровой образовательной среды в школах.