Автором следующей англоязычной статьи, которую вы прочитаете в интернете, вполне может оказаться робот. Некоторые зарубежные издания используют умные алгоритмы для генерации новостных статей - и вот что это значит для будущего журналистики.
Примерно треть контента, публикуемого Bloomberg News, создается при помощи технологии автоматизации. Ежеквартально эта система под названием Cyborg помогает выпускать тысячи статей о финансовых отчетах компаний.
Программа обрабатывает отчет в момент его выхода и составляет новость с самыми важными цифрами и фактами. И в отличие от журналистов, которым работа над такими публикациями кажется скучной и однообразной, она не жалуется.
Точный и неустающий Cyborg помогает Bloomberg в гонке с Reuters - главным конкурентом издания в сфере быстрых новостей о бизнесе. Джон Миклетвейт, главный редактор Bloomberg, считает, что финансовые рынки лидируют в сфере использования искусственного интеллекта для выдачи свежей информации.
Роботы-репортеры также довольно хорошо пишут статьи о событиях в сфере низшей лиги бейсбола для Associated Press, о школьном футболе для The Washington Post и землетрясениях для The Los Angeles Times.
Фото: Unsplash
На прошлой неделе австралийское отделение The Guardian опубликовало первую статью, написанную в соавторстве с машиной. Речь в ней шла о том, сколько финансов выделило правительство для своих политических партий. А издание Forbes недавно сообщило, что тестирует инструмент под названием Bertie, который умеет создавать черновики и шаблоны статей.
Однако эксперты утверждают, что искусственный интеллект пока что не представляет угрозы для живых журналистов. Скорее, автоматизация позволит людям уделять больше времени более серьезной работе.
«Работа журналиста творческая, она про любопытство, рассказывание историй и желание докопаться до сути, - говорит Лиза Гиббс, директор новостного сотрудничества в A.P. - Вот на что нам бы хотелось, чтобы журналисты тратили свои силы».
A.P. - одно из первых изданий, обратившихся за помощью к технологиям. В 2014 году оно заключило сделку с компанией Automated Insights, разработчиком программы, генерирующей тексты и производящей миллионы сгенерированных историй в год. Associated Press, как и Bloomberg, использовало ее для материалов о финансовых отчетах. После сделки с Automated Insights издание начало выпускать в квартал не 300, а 3700 статей об отчетах.
У The Washington Post есть робот-журналист Heliograf. Он продемонстрировал свою работу во время летних Олимпийских игр в 2016 году и президентских выборах США в том же году. В прошлом году издание победило в номинации «Лучшее использование ботов» на конкурсе Global Biggies Awards, где отмечаются успехи в применении больших данных и искусственного интеллекта.
Джереми Гилберт, директор стратегических инициатив The Washington Post, утверждает, что издание также использовало ИИ для продвижения статей в определенных регионах (то есть для геотаргетинга).
Фото: Unsplash
Разумеется, работа роботов-журналистов не безупречна. Программа может подтянуть данные из финансового отчета без проверки, хотя компании могли составить его таким образом, чтобы приукрасить свои достижения. В Bloomberg стараются улучшить Cyborg так, чтобы программа не допускала таких ошибок.
Хилари Мейсон, генеральный менеджер отдела машинного обучения в компании Cloudera, считает, что искусственный интеллект может помочь в журналистских расследованиях.
«ИИ может обнаруживать аномалии и закономерности во время анализа данных, - сказала она. - А живой журналист способен понять, что они могут означать».
В The Wall Street Journal и Dow Jones технологии помогают выполнять различные задачи - от расшифровки интервью до распознания «дипфейков».
The New York Times утверждает, что пока не хочет публиковать генерируемые программами статьи, но заявило, что использует ИИ для персонализации новостных рассылок, модерации комментариев и распознавания изображений для перевода архива своих статей в цифровой вид.
Технологический прогресс уже лишал работы некоторых специалистов из сферы СМИ, например, в свое время исчезли операторы линотипа. Однако репортеры и редакторы пока не опасаются, что программы лишат их работы.
В целом отношение к ИИ в журналистике положительное. Франческо Маркони из The Wall Street Journal сравнил ИИ с появлением телефона. «Он дает больше доступа и возможность быстрее получать информацию, - сказал он. - Это новая сфера, но технологии меняются. Сегодня в центре внимания ИИ, завтра - блокчейн, через 10 лет - что-то другое. Не меняются только стандарты журналистики».
Фото: Unsplash
Марк Зионц, руководитель Automated Insights, считает, что машины еще очень нескоро смогут заменить живых репортеров и редакторов. Он признался, что посоветовал своей дочери, которая работает журналистом, познакомиться с этой технологией. «Если вы не учитесь и не адаптируетесь к новым условиям (неважно, в какой сфере вы работаете), то вам будет трудно построить карьеру», - сказал он.
В новостной организации Patch ИИ помогает 110 репортерам и бесчисленным фрилансерам освещать последние события, особенно все, что касается погоды. За прошедшую неделю Patch выпустила 3000 сгенерированных машиной публикаций.
Технологии не только позволят журналистам заниматься более интересным делом, но и облегчат труд редакторов. Как заметил глава Patch Уоррен Сент-Джон, в сгенерированных ИИ статьях не бывает опечаток.