May 10, 2016 03:38
Почему-то не хотелось выходить сегодня к людям. Туристический город, живущий в своем ритме. Пальмы, море. А там, в глубинах памяти столько всего, далекого от этого!
Вспоминаются мамины слова о том самом 9 мая 1945, когда кончилась война. Она была в детдоме. Все выскочили на улицу, как были, в рубашечках ночных, обнимали друг друга, улыбались, поздравляли - и плакали... Так долго этого дня ждали, что не верилось, что сейчас уже будет все по-другому. Женщины надели платья!!! Много женщин в платьях на улице, их берегли для этого дня. Мужчины стали возвращаться с войны. Много калек, раненых, кто целый - редкость, таких мало было. Мама всегда плакала в этот день.
У папы почти не осталось живых друзей, он был сапером в штрафбате, разминировал Кенигсберг. Про войну не говорил. Да и про Кенигсберг тоже, я уже узнала про это, когда взрослая была. Всегда повторял, что всех правителей, которым война нужна, нужно сажать в один круг - пусть палками дерутся, пока не перебьют друг друга.
Телевизора у нас не было. О войне я стала много спрашивать после того, как мы посмотрели у соседей по телевизору документальный советско-американский фильм The Unknown War, Великая Отечественная, Неизвестная война. Всего было 20 серий, все документальные. Заливалась слезами, почти временами не видя того, что на экране. Все, что я раньше знала, читала, слышала - ничто по сравнению с документальными кадрами. Я не представляла, что это было настолько страшно. Мне было 14 лет. И, пожалуй, именно с того самого фильма я стала по-другому смотреть на то, что где-то на войне убивают людей.
Потом "цинки" пошли из Афганистана... потом... Чечня... Убивают, убивают.. Потом Грузия... Потом... страшно подумать даже, Украина! Страшно другое, что буквально за год до войны в Украине я услышала очень простые и циничные слова от профессионального военного, который объяснил мне: "Девочка, война - это большой бизнес и очень большие деньги! Война нужна и необходима! Война будет на окраинах. Украина, Кавказ... Ты, говоришь, из Прибалтики? Да смоет твою Прибалтику!" А в 1999 году я своими глазами видела людей (профессиональных военных с большими погонами), которые искали мужчин, которых никто искать не будет, потому что их можно продать в рабство на Кавказ. Они говорили об этом настолько обыденно, что мозг отказывался воспринимать это как правду, мне казалось, что они нарочно выставляют себя такими киборгами, это же невозможно!. Я зря не верила... Увы, это, скорее всего, было правдой!
И, к моему ужасу, для большинства россиян украинцы вдруг стали врагами. Я часто слышу слова о патриотизме... и часто слышу от россиян-туристов презрительные высказывания о том, что много украинцев перебрались во Вьетнам. Своими глазами видела пьяную женщину, которая, размахивая в ресторане то ножом, то вилкой, кричала, что каждый, кто не любит Путина - ее личный враг! Тяжело передать то, что я чувствую сейчас. Сегодня, услышав, доносившуюся из прибрежного ресторана песню Корнелюка "Город, которого нет", села на какую-то ступеньку и разрыдалась. Сижу на чужой земле, под чужими пальмами и чувствую себя динозавром из давно вымершего прошлого. В августе 2000 года в Москве в тоннеле метро на станции "Пушкинская" был взрыв. Погибших и раненых около 140 человек. Да, в тот день я опоздала на встречу. Увидела гарь, гопоть, раненых, толпу людей. Потом трудно было уложить в голове что вот... повезло, опоздала. Взрыв был без пяти шесть. А я опоздала минут на 10... Запах той гари - запах ужаса и смерти, не забудется. Наследующий день много раз повторяли именно эту песню. Почему-то именно она звучала и после взрывов на "Автозаводской", и в тот чудовищный день, когда взорвали дома в "Печатниках". И здесь, в Нячанге, звучит эта песня, туристы в пилотках, с черно-оранжевыми лентами кушают лобстеров и... танцуют (!!!) под неё. Я хочу остаться динозавром и умереть динозавром. Я никогда не смогу танцевать под эту песню. Вытираю слезы, не хочу, чтобы их кто-то видел, подходит мужчина, с виду вполне приличный (издали), и требовательным тоном спрашивает: "Так где здесь проститутки???" - В Таиланде, - отвечаю. "Нет, мне здесь надо!!!" Посылаю его искать их у велорикш и в массажные салоны, махнув рукой куда-то неопределенно вдаль. Я уже почти ничему не удивляюсь...
Иду дальше. На улице сидит мужчина без рубашки-майки и провожает меня каким-то странным взглядом. Прохожу мимо, женщина во мне послала его куда-то очень далеко. Но метров через 10 во мне включается "спасатель идиотов" и я возвращаюсь. Выясняю, что он не знает, где его отель и как он точно называется, что он потерялся и ... он выворачивает карманы своих треников. Карманы пусты, но на пальце блестит большой золотой перстень с какими-то чуть не бриллиантами. Я соображаю, что то, что он пытается произнести, может быть там-то и там-то. Уверенно беру за руку и веду, мужчину шатает, и он касается меня своим жирно-прохладным, студенистым огромным животом. Меня передергивает, неприятно очень на ощупь, я отстраняюсь, но веду... Оказывается, угадала. Метрах в 50 от его отеля его окликают две женщины, он не слышит. Оказывается, они его тоже потеряли и очень счастливы, что им вернули пропажу. "Ваш?", - спрашиваю... Забирайте!!! И объясняю, что карманы он вывернул, они пустые, возможно, он уже где-то был ограблен или все потерял. Дамы, одна из них явно жена, радостно кричат, что это они сами у него карманы почистили:-) - Молодцы, - говорю.- Вы за него волнуйтесь, он здесь точно никому не нужен, а вот денег с собой не давайте, воровки карманы здесь чистят часто, пьяный мужчина - добыча!
Иду дальше...Четверо, улетают утром. С лентами на груди, пьяные. Напоминают мне, что сегодня - день Победы! Напоминают как-то нагло, с вызовом. - Поздравляю! - говорю. А мне в ответ: "Как-то Вы не так радуетесь! Вы что - не с нами или совсем оторвались тут от России?" Ухожу от ответа, в мыслях мелькает: "Вот уж точно не с вами!", но произношу другое: "Сегодня все страны ООН отмечают день памяти погибших и примирения". Ответ ... Молодая девушка в ярком "боевом" макияже громко кричит в ответ: "А мы СРРРАТЬ хотели на все другие страны! И на весь ООН! Сегодня день НАШЕЙ Победы!!!"
Ухожу молча. Нет слов. В кафе вижу знакомую молодую женщину из Канады, потрясающе живую и веселую, с фигурой мишки Гамми, что совершенно не мешает ей здорово танцевать, кстати. Здороваюсь и... обнимаюсь с ней, как с сестрой, как с родным человеком. Чуть не плачу... "Пьяные русские туристы, сказали, что им срать на все страны и ООН, они празднуют... СВОЮ Победу!" Мы сидим, обнявшись, и я выговариваюсь, мы понимаем друг друга. Эта девушка прожила почти 8 лет в России. Назад не хочет.
Чужая земля, пальмы, и канадская девушка здесь, под пальмами, оказалась ближе, чем свои. И так бывает, оказывается... На чужой земле люди объединяются иногда не по паспорту. Я рассказала ей, что для меня 9 мая после смерти моих родителей действительно стал днем Памяти. Днем за Мир! И я не хочу быть с теми, кто, напившись, собирается "срать" на другие страны...
туристы,
Вьетнам,
9 мая