Уилсон. Слова "есть" и "являться" - это просто мусор! ;)

Sep 04, 2008 13:02

(с) "Квантовая психология." "Янус", "София", 1998 Роберт Антон Уилсон.

"В 1933 году в “Науке и здравомыслии-” Альфред Кожибский предложил исключить из английского языка “идентификационный” глагол “является”1. (Идентификационное “является” создает предложения типа “X является У”2. Например, “Джо - коммунист”, “Джордж - глупый мелкий клерк”, “Вселенная есть гигантская машина” и т. п.) В 1949 году Д. Дэвид Борланд-младший предложил запретить вообще все формы слов “быть” и “являться”, что привело бы к появлению нового языка, в котором совершенно отсутствовала бы “идентификационность”3. Этот предполагаемый язык Борланд назвал “Я-прим”, то есть “язык-прим”4..." стр. 105

"Безусловно, стандартные предложения “Фотон является волной” и “Фотон является частицей” противоречат друг другу, как противоречат друг другу предложения “Робин - мальчик” и “Робин - девочка”. На протяжении всего девятнадцатого столетия физики спорили на эту тему, а к 20-м годам века нынешнего стало очевидно, что экспериментальные данные эту проблему не могут разрешить, поскольку сами данные зависели от инструментов или от расположения инструментов в ходе экперимента. Эксперимент, поставленный одним способом, всегда показывал, что свет распространяется как волны, а при другой постановке эксперимента всегда получалось, что свет распространяется как отдельные частицы." стр. 108

"Слабость аристотелевских “идентификационных” утверждений заключается в том, что они любому “объекту” приписывают некую внутреннюю “вещность” (которую циничный немецкий философ Макс Штирнер называл “призраком”). Помните, как у Мольера невежественный врач, стараясь произвести впечатление на еще более невежественного пациента, “объясняет”, что опиум погружает нас в сон, потому что обладает “снотворным качеством”? Научное, или операционалистское утверждение должно было бы точно определить, каким образом структура молекулы опиума химически связывается со специфическими структурами рецепторов мозга, - то есть описать действительные события в пространственно-временном континууме.
Проще говоря, аристотелевская вселенная - это собрание “вещей”, обладающих внутренними “сущностями-” или “призраками”, в то время как современная научная (или экзистенциалистская) вселенная - это сеть структурных взаимоотношений. ..." стр 109-110.

"перейдем к загадочному Джону, который “является” недовольным и брюзгливым, но при этом также “является” ярким и веселым человеком. Здесь мы находим любопытную параллель с дуализмом волны и частицы. Оставаясь в туннеле реальности стандартного языка, можно решить, что Джон “на самом деле” подвержен маниакальной депрессии. Или же один наблюдатель может решить, что другой наблюдатель просто “на самом деле” не наблюдал за Джоном внимательно или “является” “ненадежным свидетелем”. Опять-таки, невинное на вид “является” заставляет нас населять мир призраками и может привести нас к жарким спорам, а то и к драке. ...
Переписывая высказывания о Джоне на языке-прим, мы обнаружим, что “Джон выглядит недовольным и брюзгливым в офисе” и “Джон выглядит ярким, веселым человеком по выходным на пляже”. Мы покинули мир призраков и снова вошли в экзистенциально-феноменологический мир действительного опыта в пространстве-времени. И - о чудо! - еще одно метафизическое противоречие внезапно исчезло!" стр.112

"В нацистской Германии фраза “Джон - еврей” означала (а в антисемитских кругах США означает и сегодня), что у Джона есть хотя бы один предок, которого можно назвать “евреем” согласно хотя бы одному из пяти противоречивых определений. Опять-таки, это ничего не говорит нам о поведении Джона.

“Джон - еврей” в некоторых кругах означает, что Джон исповедует иудейскую религию. Наконец-то мы узнали что-то о самом Джоне. Очевидно, он регулярно посещает синагогу... или довольно регулярно. (Но мы все равно не знаем, например, насколько строго он следует кошерным законам...)

“Джон - еврей” в некоторых других кругах означает, что, хотя Джон и отвергает иудейскую религию, он отождествляет себя с “еврейской общиной” и (если станет достаточно известной фигурой) может выступать “как еврей” на политических собраниях. (Но мы все-таки не знаем, например, будет ли он поддерживать или критиковать текущую политику Израиля.)

“Джон - еврей” может также означать, что Джон живет в сообществе, где по любому из вышеприведенных соображений люди относятся к нему как к еврею, и он поневоле вынужден признать это “еврейство” - пусть даже всего лишь призрак - как нечто такое, что люди обычно “видят”, когда им кажется, что они видят его." стр. 113

"В одной из свежих научных статей рассказывается о том, как профессор Гарри Вейнберг - кстати, мой старый знакомый - однажды попытался заставить своих студентов увидеть изъян, скрытый в утверждении “Джон Кеннеди - президент Соединенных Штатов”. Доктор Вейнберг указал на следующий момент: все исходили из того, что “обстоятельства не изменились с тех пор, как мы вошли в эту аудиторию”. Это предположение не подверг проверке никто из студентов, настаивавших на том, что вопрос совершенно ясен. Для Вейнберга и его студентов этот урок оказался более драматичным, чем они могли ожидать, поскольку лекция состоялась 22 ноября 1963 года, и вскоре все они узнали, что Джон Ф. Кеннеди погиб от пули убийцы не только именно в тот день, но и в тот час, когда шли занятия. Таким образом, когда вопрос обсуждался, президента по имени Джон Кеннеди уже не существовало.

Такой урок трудно забыть, не правда ли?" стр. 115

"На стандартном языке мы можем обсуждать любые метафизические и “духовные” проблемы, часто даже не замечая, что мы уже вошли в сферы теологии и демонологии, в то время как на языке-прим мы можем обсуждать только действительные переживания (или трансакции) в пространственно-временном континууме. Сам по себе язык-прим не обязательно переносит нас в научную вселенную, но он по крайней мере подводит нас к экзистенциальным или основанным на опыте моделям и выводит нас из сферы средневековой теологии.

Я не против того, чтобы те, кому нравятся теологические или демонологические спекуляции, продолжали наслаждаться ими. Настоящая книга лишь пытается прояснить различие между теологическими спекуляциями и действительным опытом в пространстве-времени, чтобы мы не забредали больше в теологию, сами того не осознавая." стр. 111

"Человек, хорошо обученный языку-прим, более осторожен со своими восприятиями и не торопится выносить суждения, как это делало большинство людей в течение всей нашей истории." стр. 115

Лингвистика, Реальность, Кожибски, Смысл, Логика, Риторика, Познание, Уилсон

Previous post Next post
Up