Вот уже два месяца как я стал обладателем автомобиля Saab. Никогда раньше не замечал их в потоке и не задумывался о покупке такой машины. А тут, начав размышлять о будущем средстве передвижения, мне приснилось, что я езжу на Саабе. Наутро я пересмотрел сюжет Top Gear про закрытие марки и полез читать форум владельцев. Читал несколько дней подряд, как в запое. Параллельно с уязвимыми местами я узнавал, за что владельцы любят свои Саабы. Выяснил, что за скорость, управляемость, индивидуальность, симпатичный внешний вид, историю марки.
Почему Saab.
Само собой, я не хотел одну из тех машин, которых можно насчитать несколько штук за минуту, стоя у оживленной дороги. Фокус, сид, гольф, мазда 3, опель астра - все это не моё. Моя машина должна быть не в тренде и уж тем более не "кредитопомойкой". Однако предполагаемый бюджет не подразумевал покупку какого-нибудь редкого автомобиля, наподобие Jaguar XK8 или Alfa Romeo Spider. Втайне я мечтал о MINI Cooper S, но они стоили несколько больше того, что у меня было.
Я стал присматриваться к Саабам. Начал с модели 9-5 первого поколения, выпускавшейся с 1997 до 2005 года. Однако староватый интерьер и отзывы об этой машине как о весьма мощной, но слишком мягкой и комфортной, заставили меня обратить внимание на 9-3 второго поколения (полное название Saab 9-3 Sport Sedan, "шпрот"), появившуюся в продаже в 2003 году. Эта модель пришла на смену симпатичному хэтчбеку 9-3, являющемуся продолжателем легендарного автомобиля Saab 900. Несмотря на то, что внешне Saab 9-3 первого поколения мне очень нравился и, к тому же, это близкий мне по духу хэтчбек, я понимал, что с такой машиной придется много возиться.
В результате мой выбор пал на Saab 9-3 второго поколения, который построен на платформе автомобиля Opel Vectra C. Некоторые несведущие люди говорят, что "Сааб это тот же опель", однако, они, очевидно, не ездили на этом Саабе. 9-3 это совсем другая по поведению машина, потому что шведские инженеры добавили в заднюю подвеску подруливающие упругие элементы, заменили амортизаторы на жесткие, а также поменяли настройки шасси и рулевого управления. В результате на "шпроте" в сухую погоду можно уверенно проходить пологие повороты на 110 км/ч, при этом машина не кренится и подначивает разогнаться еще посильнее, потому что чувствуется огромный запас сцепления с дорогой. И это я говорю про обычную комплектацию со стандартной подвеской.
Найдя необходимую сумму, я перешел от непрерывного просмотра сайта auto.ru к более активным действиям - переписке на форуме саабоводов с продающими там свои машины владельцами и публикациям в соцсетях сообщений в стиле "хочусаап". Просто так покупать у незнакомых людей не хотелось, потому что у меня есть нехороший опыт покупки автомобиля с трещиной в моторе. И вдруг однажды утром моя знакомая написала мне в фейсбуке коммент о том, что ее подруга собирается продавать Saab 9-3. Я с ней списался, расспросил про машину и решил, что нужно ее посмотреть.
Машина мне понравилась. Несмотря на царапину по всему правому борту и следам покраски почти всех навесных деталей, были у нее и неоспоримые преимущества. Среди них пробег - за 7,5 года машина проехала 72 тысячи. Также владелица с момента покупки ежегодно продляла КАСКО и послушно обслуживала машину у официального дилера, меняя все, что те порекомендуют. Кроме того, машина с момента покупки в 2006 году была только в одних руках. Этим же и объясняется перекраска всего подряд - девушка училась ездить на этом Cаабе и напритиралась троллейбусов с бордюрами.
Покупая седан 9-3 серого цвета у этой девушки, я не раз шутил, что "мне нравятся яркие цвета, кузов хэтчбек и задний привод, а я зачем-то покупаю переднеприводной седан серого цвета". Но тем не менее продолжал осуществлять покупку. После диагностики и торга машина досталась мне за 400 тысяч рублей. Конечно, сюда нужно прибавить стоимость переоформления машины, страховок и диагностику, а также приговоренные вскоре под замену рычаги и приводной вал. Но тем не менее машина обошлась мне недорого.
Несмотря на то, что я бы очень хотел купить 9-3 в комплектации Aero, с 210-сильным мотором, заниженной жесткой подвеской и аэродинамическим обвесом, но все же победил тот факт, что у приглянувшегося мне Сааба маленький пробег, очень хорошее состояние и известная история. Поэтому пришлось смириться с комплектацией Vector, предполагающей "обычный" обвес (если так можно назвать спортивные пороги и низкий бампер), 175 лошадиных сил и "стандартную" подвеску (если так можно назвать ту жесткую офигенную подвеску, которая не кренится вообще ни на каких скоростях). К счастью, "Вектору" полагаются сиденья от Aero с развитой боковой поддержкой. Однако в моей машине нет датчика дождя, самозатемняющихся зеркал, люка и мощных тормозов.
Еще одна из причин покупки мной "Сааба" в том, что эта компания, даже будучи полностью принадлежащей концерну GM, так и не начала экономить на ресурсе элементов автомобиля, хотя американский концерн ее всячески к этому принуждал. Ведь не секрет, что к нынешнему дню инженеры почти всех автомобильных марок научились закладывать такой ресурс деталей машин, который через 3-5 лет делает содержание машины невыгодным. Например, тормозных дисков на Nissan Note хватает на 30 тысяч километров. Я это узнал из ролика Top Gear, в котором также рассказали, что Saab 9000 представляет из себя Lancia Thema тех же лет, но с другим кузовом. И если инженеры итальянской компании признали результаты краш-тестов этого автомобиля идеальными, то шведские инженеры заявили, что результаты "неважные" и переделали всю машину. Вот ссылка на сюжет Top Gear:
https://vimeo.com/44087330Также я не раз слышал фразу, смысл которой состоит в том, что только разбив Saab, узнаешь, почему же он стоил так дорого. Хотя дорого Саабы не стоят, по крайней мере сейчас.
А еще у меня забавные воспоминания о марке Saab откуда-то из прошлого. Помнится, много лет назад я наткнулся на форум, где владельцы Саабов делились своими победами на дорогах. И, почитав несколько тем, сделал вывод, что это очень быстрые машины и им практически нет равных в скорости. Конечно, сейчас какая-нибудь Октавия с двигателем 1.4 со светофора быстрее моего Сааба. Но вот тогдааааа.
Впечатления от владения
Первое время я фанател от машины целиком, считая ее ракетой, которая управляется не хуже BMW. Сейчас я спустился на землю и осознал, что 9,7 сек до сотни по современным меркам это совсем не быстро. Ну, как не быстро - благодаря турбине разгон в пределах одной передачи весьма впечатляет, но пятиступенчатый архаичный автомат слишком долго переключает передачи, чтобы соревноваться с кем-то в светофорных гонках. А вот в части управляемости я хоть и привык к ней, но не перестаю восхищаться. Благодаря гидроусилителю руля кончики пальцев ощущают каждый мелкий камешек, из которых состоит асфальт. Это та самая постоянная вибрация руля, за которую так любят BMW. Руль как будто живой, он постоянно тянет машину то вправо, то влево, а в поворотах налит приятной обратной тяжестью.
Мне нравится, как машина выглядит. Спереди, сзади, сбоку, изнутри. Я любуюсь ее спортивной задницей, ее низкими аэродинамичными порогами, ее стремительной мордой. Я сажусь внутрь и наслаждаюсь видом повернутого ко мне кокпита, миллионом кнопок, зеленой подсветкой, необычным подстаканником, решетками воздуховодов. Я ловлю на себе взгляды водителей в потоке. Все же Сааб стал редким зверем.
Что касается практичности, то за два месяца владения машиной ничего серьезного не произошло. Мотор масло не потребляет вообще, а вот бензина в условиях Москвы и периодических пробок требует 13 литров на сотню. Это не особо радует. Судя по форуму, этот опелевский двухлитровый двигатель весьма надежен, подвеска крепка "джиэмовские" агрегаты также надежны. Рано или поздно придется чинить АКПП, но это в порядке вещей. Пока она в норме, не дергает. Гидроусилитель, вероятно, тоже нужно будет поменять со временем. В общем, ничего серьезного и не часто.
Сейчас я думаю, не перекрасить ли машину целиком на компенсацию, которую страховая выплатит за царапину по правому борту. Ведь тогда можно сделать ее голубого цвета и она будет радовать глаз еще больше. А со временем думаю поменять Saab 9-3 на такой же, но после рестайлинга и в комплектации Aero.
Голубого - это примерно такого:
А после рестайлинга 2007 года Saab 9-3 стал выглядеть так:
А еще круче полноприводная версия:
В общем, это пока мечты, а сейчас моя машина выглядит так. Вид сзади:
Вид сбоку и те самые пороги, которые мне нравятся больше, чем в комплектации Aero:
Это я фару снимал :)
Немного салона - Сильвер на переднем сиденье. Заметьте, какая боковая поддержка у сидений. Двери также обшиты кожей.
Передняя панель и зеленая подсветка
Визуально не хватает большого экрана, но функционально он нафиг не нужен.
И несколько фотографий на камеру.
svintuss за рулем своего Ренж Ровера, в багажнике которого я лежу. А
mirinda_moscow за рулем Сааба. Солнце мы несколько проебали опоздали на него, в общем, но вытянуть кое-чего из равов удалось.