В конце прошлого года, отсняв очередной свадебный сезон, я понял, что я ничем не отличаюсь от сотен (и даже тысяч) других фотографов, которые снимают одно и то же. Реалии таковы, что любой, кто купит зеркалку и разберется с режимами ее работы, уже может называть себя свадебным/портретным/семейным/детским фотографом. Мне была неприятна мысль, что для клиента, не видящего портфолио, я ничем не отличаюсь от "девочки с зеркалкой". Мне хотелось снимать то, что другим не под силу ввиду отсутствия у них необходимых знаний. Например, гипотетическая "девочка с зеркалкой" едва ли сможет грамотно выставить свет, сделать рекламную фотографию, правильный HDR. Либо сшить рекламную 3D-панораму, выставив перед этим грамотный свет и сделав при обработке незаметный HDR.
Тогда я еще не задумывался о панорамной фотографии, но уже понял, что нужно расти куда-то дальше. И тут бывшие коллеги по Рамблеру позвали меня работать на них - снимать панорамы машин. Я посмотрел в интернете, насколько это сложно и отказался. Спустя некоторое время их компания обратилась ко мне повторно, но уже с просьбой порекомендовать человека, который смог бы снимать такие панорамы. И тут, со второго раза, я понял, что это и есть мой шанс расти дальше.
Мы договорились, что я попробую снять несколько тестовых панорам и тогда станет ясно, подхожу ли я для этой работы. В декабре я приехал снимать салоны BMW X1 и X3 со взятой напрокат головкой, которую я понятия не имел, как правильно настраивать. Тогда я сидел прямо рядом с машиной, пил чай и читал на айпэде в интернете, что такое нодальная точка, параллакс и все такое. Я поставил стойку напротив края ворот и по ним настроил головку "на глаз". Однако, как оказалось позже, сделал я это не очень хорошо, ведь я не думал, что в этом деле требуется ТАКАЯ точность. Тем не менее после тщательной обработки мой результат понравился.
После съемки всего модельного ряда BMW, Chevrolet, Hyundai и Mazda я наконец-то принялся собирать панорамы. Тут-то я и понял, насколько сильно налажал с настройкой оборудования. Панорамы с трудом сшивались, а превращаясь в развертки, содержали в себе такое количество несостыковок, что требовали на ретушь по несколько часов времени каждая.
На сегодняшний день я снял около 60 панорам. Намучившись с прокатным оборудованием, я купил головку Сфера-69. На сайте она казалась монолитной и качественной, на деле же оказалась слишком кустарной, пластиковой и шаткой. Теперь у меня своя Nodal Ninja 3 Mk II и я никак ей не нарадуюсь. Фишай у меня теперь тоже свой, я купил Сигму 15мм. Из тех фишаев, что я брал напрокат, у одного были потертости на передней линзе, которые давали дичайшие блики при контровом освещении, а у меня оно только такое.
За то время, как я снимаю панорамы, я познал в этом деле множество тонкостей. Например, зенит нужно снимать не тупо вверх (иначе потом не найдешь контрольных точек), а с захватом горизонта, либо торпедо, если это машина. Кадр надира можно снять даже отойдя на метр в сторону, но важно, чтобы сама заплатка была на одной и той же высоте. В машине это практически невозможно - пол на одной высоте, сиденья на другой, а центральный подлокотник на третьей. Поэтому лучше все же попасть в ту же точку, с которой камера снимала, стоя на штативе. А если меня разбудить среди ночи, я не колеблясь ни минуты, расскажу, что перед съемкой панорамы салона машины нужно протереть все бликующие поверхности, торпедо почти целиком, привести сиденья в одно положение и одну высоту, опустить все подголовники, выровнять и поднять зеркало, чтобы оно отражало потолок, организовать, видимость обоих боковых зеркал, выставить правильные параметры на камере. Обычно это F/13, 0,3", ISO 200, ручной фокус, RAW, покадровый режим. Подключить приемник пульта, включить передатчик радиосинхронизатора. Еще хорошо бы вытащить коврики сзади, выровнять горизонт штатива, опустить стекла. Выставить свет снаружи машины, этого тут не объяснишь. Включить зажигание, чтобы было видно приборы, ради которых мы ставим выдержку в треть секунды. Со временем совершенствовалось и мое осветительное оборудование, и схема освещения, причем, не раз.
Параллельно со съемками я учился правильно сшивать панорамы в PTGui - работать с масками, контрольными точками, оптимизацией, viewpoint correction. Простая, казалось бы, на первый взгляд, программа, таит в себе множество мелочей. Одна галочка может изменить все. Также мне пришлось освоить программу, в которой я превращаю развертки в готовые панорамы - Pano2VR. Что касается этих двух программ, еще недавно я готов был заплатить денег человеку, который ответил бы мне на мои вопросы по ним. Потому что панорамную фотографию едва ли можно назвать популярной, мануалов на эту тему пишется мало и они все поверхностны. В основном, их пишут панорамные фотографы для хорошей индексируемости собственных сайтов. Такие статьи рассказывают про основы, но вскоре у фотографа появляются вопросы, для поиска ответов на которые я потратил несколько недель. Чаще всего я находил эти ответы на зарубежных форумах, выискивая информацию буквально по крупицам.
Недавно ко мне обратился человек, который увидел панораму
сумасшедше-разноцветного QX56 на Drive2.ru. Он отыскал автора панорамы, то есть, меня. Саша - так его зовут, изучил весь мой жж и написал мне в контакт с просьбой провести для него индивидуальный мастер-класс. Я по привычке начал писать ответ с отказом, так как считаю, что совершенно не умею доходчиво объяснять. Но тут задумался - в своей просьбе Саша напомнил мне себя недавнего, когда ты от отчаянья найти информацию уже готов заплатить денег, лишь бы тебе дали ответы на мучающие вопросы, потому что все кажется слишком сложным. Я согласился рассказать ему все, что знаю и неделю назад мы аж целых 4,5 часа провели за съемкой двух панорам и обсуждением тонкостей сшивки. По итогам встречи я даже немного гордился собой, так как, похоже, Саша все понял и мастер-класс ему понравился. Конечно же, потом у него появились вопросы, кое-что он забыл, но я освежил его знания ответами в контакте. Вот сделанные им панорамы:
раз и
два.
Сейчас панорамы, которые я делаю, выглядят так:
BMW X6. Эта панорама снята одной из первых, с не очень хорошим освещением, но с уже прокачанной сшивкой и обработкой. Те панорамы, которые я снимаю сейчас, гораздо лучше по качеству исходного материала, но показать мне пока нечего, они будут обрабатываться позже.
Уже сняты такие бренды, как BMW, Chevrolet, Hyundai, Mazda, Honda, Volkswagen, Ford, Skoda и Mercedes-Benz.
Сейчас мои фотографии салонов выглядят примерно так:
А под катом 23 коллажа из инстаграммных снимков рабочих моментов моих съемок панорам :)
1. BMW 7-Series, BMW 650i, BMW X5M, я в туалете пресс-парка Chevrolet
2. BMW 3-Series, дилерский центр BMW, барахло, которое я брал на первые съемки, я, перед тем, как уснуть в BMW 7-Series. Я тогда, 8-го марта, не спал весь день между двумя ночами съемок, поэтому на второй ночи уснул прямо в машине.
3. BMW X1 проде бы, шоурум BMW, панорамная головка, мое оборудование.
4. Chevrolet Tahoe, какой-то безликий Hyundai, панорамная головка, я и камера в рабочем положении
5. Объективы в подлокотнике, Mazda 6, Mazda 6, объективы в подлокотнике.
6. Honda Civivc, Honda Civic, Skoda Roomster, Skoda Roomster
7. Шоурум BMW и я снимаю трешку, Chevrolet Cruze, VW Golf VII, VW Tiguan
8. BMW X3, мои вспышки сегодня, MB SL, MB SL и рабочий процесс
9. MB SL, SLS, SLS, S
10. MB S, S, C, C
11. Я, VW Phaeton, Ford Focus ST, его руль.
12. Это тоже мои вспышки, CLS, снова мои вспышки, но немного ранее, CLS
13. Панорамная головка Nodal Ninja 3 Mk II, BMW X5M, часть моего оборудования, Chevrolet Camaro
14. Объективы в подлокотнике, я в туалете пресс-парка Chevrolet, ключи в нем же, я в салоне какого-то безликого Hyundai
15. BMW, первая из сшитых панорам, она уже работает на iPad, первый вариант осветительного обрудования, шоурум BMW
16. BMW 6-Series Gran Coupe, X5M, X5M, X6
17. Hyundai, мое оборудование, Hyundai, объективы в подлокотнике
18. Mazda 6, я в туалете Рольфа на Ленинградке, шоурум Bmw (многовато его что-то), BMW 3-Series
19. Еще вариант моего барахла. На первые съемки ездил с термосом, сладостями и кучей сумок и чемоданов. Я в 7-Series готовлюсь ко сну. BMW X5M
20. Hyundai Veloster, я в каком-то лифте заебанный после съемки. Мое оборудование. Mazda 6
21. Ключи от мечты. X1, Еще больше ключей от мечты, X5M
22. Машина руководства, мое оборудование, 3-Series, панорама X5M на iPad
23. Авилон MB на Волгоградке, SLS, X5M, панорама на айфоне.