Ода Одинокому Волку

Apr 04, 2009 18:49




“Рестлер” (“The Wrestler”)

США, Fox Searchlight Video, Wild Bunch, Protozoa Pictures, Saturn Films, Sessions Payroll Management, 111 мин., 2009 г.

В ролях: Микки Рурк, Мариса Томей, Иван Рэйчел Вуд, Марк Марголис, Тодд Бэрри, Васс Стивенс, Джуда Фридлэндер, Эрнест Миллер, Дилан Кейт Саммерс, Томми Фарра, Майк Миллер и др.

Режиссер: Дэррен Аронофски
Автор сценария: Роберт Сигэл

Пожилой ветеран рестлинга Рэнди “Молот” Робинсон (Микки Рурк) вынужден уйти с ринга в результате инфаркта. Он пытается начать обычную “мирскую” жизнь, прибегая к помощи знакомой стриптизерши Кэссиди (Мариса Томей), которая предлагает Рэнди вспомнить о дочери, оставшейся после неудачного брака. Однако Стефани не воспринимает отца после долгих лет отсутствия внимания с его стороны. Попытка завязать роман с Кэссиди тоже терпит неудачу. И тогда Рэнди понимает, что рестлинг - это все, что у него есть. Его дом - это ринг, а семья - толпа беснующихся зрителей, выкрикивающих его имя.

Рурк, по его словам, тщательно готовился к возвращению в кино с большой ролью. Но мало кто, зная его буйный характер и подчас чрезмерную харизму, хотел рисковать совместным проектом с некогда главной звездой Голливуда. Однако смельчак нашелся. Им неожиданно стал Даррен Аронофски - автор культового для многих фильма “Реквием по мечте”. Как сказал сам Рурк, Даррен показался ему “ох..тельно интеллигентным чуваком”. Однако интеллигент не преминул заставлять актера, который старше режиссера аж на 17 лет, пахать как быка. Позволю себе привести отрывок из речи Рурка на вручении ему премии “Золотой глобус” 2009 года за лучшую мужскую роль в "Рестлере": “Спасибо, Даррен за то, что верил в меня. Единственная вещь, которую я хочу передать молодым актерам, получившим возможность работать с Дарреном - это то, что вам лучше бы блюсти свою форму, а не то он вас поломает. Он очень крутой сукин сын, и он очень не любит, когда я это говорю, потому что считает, что “Эй, Микки, ты отпугнешь всех актеров от меня”. Но я знаю, что ему ответить - знаешь ли, Дарен, если у этих ребят нет яиц, так, может, им просто пойти на х… сразу?”

Может быть и есть другие актеры, которым по плечу было сыграть Рэнди “Молота”. Но никто не сделал бы это так, как Микки Рурк. Это его фильм, от начала и до конца. Он выстрадан им. Своей собственной жизнью. Тема одиночества, как выражается его герой - “заслуженного одиночества старого разбитого куска мяса” - это плоть от плоти тема Рурка. Он играет ее абсолютно гениально. Тремя эпизодами, всего тремя (хотя в фильме хороших сцен, конечно же, больше), Рэнди “Молот” заставляет зрителя переживать вместе с ним до слез, до боли в предсердии. Я назову эти три эпизода, не рискуя быть пойманным на “спойлере” - это встреча Рэнди и его дочки на берегу залива, это сцена выхода “Молота” на первый рабочий день в роли продавца супермаркета, и, наконец, это финал картины. Финал, где важно увидеть взгляд Рурка, обращенный за кулисы.

Отдельный месседж картина имеет для тех, кто считал рестлинг дурацкой забавой. Пусть все искусственные приемы и кривляния двух больших потных мужиков мужиков не вводят вас в заблуждения. Это же просто шоу, там же все понарошку! Да. Но лишь для тех, кто, подняв бутылку пиво, орет в зале “Мочи его, Рэнди!”, или, растянувшись в кресле с вечерним закусоном, смотрит рестлинг по ТВ. Для таких, как Рэнди и его соперники по рингу, рестлинг - очень и очень тяжелый труд. Совершенно переставший коррелировать в моем сознании с шутками - прибаутками Коли Фоменко, который, как мне казалось тогда, очень прикольно стебался над глупыми ковыряниями здоровых американских лбов в колготках. Они не бьют друг друга по-настоящему? Да нет, что вы! А лестницей по лбу, а степплером в грудь, а повыковыривай потом стекло из задницы! Когда видишь такое, а Аронофски дает картинку максимально реалистично, фраза Рэнди в адрес Иисуса, страдания которого на кресте описывает героиня Марисы Томей, - “А он крутой чувак..” - не выглядит эдаким невежеством человека, никогда не заглядывавшего в Библию. Скорее, это похоже на очень уважительное признание заслуг от брата по цеху.

Что делать, когда публика требует победы? Когда ее крики - это единственная музыка, приятная твоему сердцу… Когда ты - тот самый one-trick pony из блестящей “титровой” песни Брюса Спрингстина (боже, как его вокал похож на голос самого Микки!), лошадка, разучившая за свою жизнь лишь один фокус. Когда своя настоящая фамилия Рэмзински - повод, чтобы в 50 с лишним лет переставать чувствовать себя крутым перед малолетней шпаной, отказывающейся воспринимать тебя, иначе как Рэнди "Молота". Для героя Рурка нет двух вариантов, как жить. Правильно ли это? Глядя со стороны, решает каждый сам. Но то, что - честно, тут никаких сомнений быть не может. Заметьте, его герой ни разу никому в фильме не соврал. Даже, когда мог отбрехаться перед дочерью за опоздание на их встречу, встречу, способную повернуть его существование совершенно в иную сторону…

Как смачно и, несмотря на всю незамысловатость фразы, очень точно подмечает один мой хороший знакомый - «Микки Рурк? Он же не просто крут, он самый крутой!» Подписываюсь. Пусть не самый великий из актеров (здесь мой знакомый будет спорить), но самый крутой - точно. Человек, имевший статус самого желанного мужчины для многих женщин и пример для подражания для многих мужчин. Человек, предпочетший со свистом спустить этот статус вместе со всем тем, что называют «слава» и «успех», в очко туалета. И человек, сумевший философски оглянуться на прошлое, хмыкнуть, закурить сигарету, сказать “Well… you know… fuck it!”, и сыграть после 10 лет появлений в эпизодах одну из лучших своих главных ролей.

Резюмирую: Здорово. Убедительно. Честно.

P.S. Зная примерный сюжет "Рестлера", я очень не хотел, чтобы он стал копией "Рокки Бальбоа" Сталлоне (они, иронией судьбы, даже расположились один за другим в моем каталоге отзывов), затрагивающего похожую тему стареющего героя ринга. Рад, что получилось совершенно не похоже. И совершенно о другом. Рурк и его "Молот" никому и ничего не доказывают. Просто они не умеют жить по-другому. "Have you ever seen a one-armed man fighting the breeze, then you've seen me..." - "Видел ли ты однорукого человека, дерущегося с ветром, тогда ты видел и меня". Нет, все-таки, Рурк как минимум помогал Спрингстину писать его песню...











Рурк и Аронофски на съемках



Афиша картины, которую продюсеры использовали на кинофестивале в Венеции

кино, рецензия

Previous post Next post
Up