Очень голливудское кино

Feb 15, 2009 17:46




“Загадочная история Бенджамина Баттона” (“The Curious Case of Benjamin Button”)

США, Kennedy/ Marshall, Paramount Pictures, Sessions Payroll Management, Warner Bros. Pictures, 166 мин., 2009 г.

В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Элли Фэннинг, Фон Чэмберс, Джейсон Флеминг, Джулия Ормонд, Тараджи Пи Хэнсон, Махершалалхашбах Али, Фиона Хэйл, Дэнни Нелсон, Мэрион Джинсер, Тильда Суинтон, Питер Дональд Бадаламенти II, Роберт Тауэрс, Том Эверетт, Спенсер Дэниэлс, Чэндлер Кэнтербери, Чарльз Генри Уилсон, Элиас Костеас и др.

Режиссер: Дэвид Финчер
Авторы сценария: Эрик Рот и Робин Суикорт

Однажды в Новом Орлеане произошла удивительная история. Потерявший во время Первой Мировой Войны сына слепой часовщик Гато (Элиас Костеас) сделал городу подарок. Новое здание вокзала украсили огромные часы его работы. На открытии присутствовал, говорят, сам Теодор Рузвельт. Ахнувший вместе со всеми, когда скинутая простыня обнажила циферблат, стрелки на котором отсчитывали время назад. Гато хотел тем самым показать, насколько желанна для потерявшего самое дорогое человека надежда повернуть время вспять.

И вскоре в этом южном американском городе на свет появился младенец в теле старца. Человек, удивительным образом становившийся год от года все моложе. Пока все вокруг старели, он наливался жизненными силами и набирался опыта. В какой-то момент Бенджамин стал настоящим идеалом для любой женщины. С одной стороны, обладателем лица и тела Брэда Питта, с другой, - ума и мудрости Энтони Хопкинса. Однако феномен Баттона, как и все живое, имел свой срок годности. Мужчина обречен был стать юношей, юноша - подростком, а подросток - младенцем. Ведь стрелки часов на городском вокзале не были остановлены, они продолжали идти. Пусть и в обратном направлении.

От Фитцджеральда, написавшего одноименный рассказик, понятное дело, не оставили ни шиша, кроме идеи рождения младенца с телом старика. Хотя, сказать по чести, сам сэр Фрэнсис Скотт открыто признавался, что идея эта не его, а Марка Твена (спасибо “Русскому Newsweek’у” и лично Юрию Гладильщикову за подсказку), выразившегося как-то, что, мол, было бы прекрасно становиться в конце жизни 18-летним. Обличенная в литературную форму концепция феномена обратного отсчета времени физиологического бытия нравилась многим режиссерам, но досталась в качестве опорного материала Дэвиду Финчеру. Режиссеру, помимо умения снимать превосходные жесткие триллеры (“Семь”, “Бойцовский клуб”), знаменитого своим творчеством на ниве музыкального видео. В арсенале Финчера на сегодня значатся совместные работы с Мадонной, Полой Абдул, Джорджем Майклом и группой Aerosmith. Согласитесь, такая специализация имеет весьма отдаленную связь с жанрами драмы или мелодрамы, к которым можно смело отнести “Загадочную историю Бенджамина Баттона”. И это, с одной стороны, внушало определенные опасения, а с другой, позволяло надеяться на некую экспериментальность подхода к стилистике со стороны одного главных символов “офисной революции” 90-x. Черта с два! Финчер и не думал оригинальничать. Все ходы, использованные им здесь проверены практикой и использовались до него не раз. Это, конечно, не помешало ему снять неплохое и умное кино, но вряд ли оно стало тем, что ждали от Финчера многие и многие его поклонники. Скажу за себя - я ожидал большего.

Если брать по-гамбургскому счету, мои личные претензии сводятся даже не к отсутствию оригинальности построения сюжета (в конце концов, даже одну и ту же историю можно рассказать очень по-разному), а, скорее, ко все более нарастающему по ходу фильма ощущению вторичности манеры повествования (это ощущение усугубляется внушительной продолжительностью картины). В фильме до зевоты маловато интересных подтекстов и еще меньше “незамасленных” ходов, которые могли бы спасти от элементарной зрительной усталости.

Базовая философия, которую предложили режиссер Финчер и сценарист Рот, на самом деле стара, как мир. Она произносилась многократно, по-всякому, и даже нецензурно, если вспомнить народную истину про то, откуда и куда затяжным прыжком является жизнь. В плане точности формулировок идея тленности человека на фоне вечного выражена, на мой вкус, Блоком. "Пройди еще хоть четверть века все будет так, исхода нет". Как ни крути часы - время не обманешь. Стариком ли, младенцем ли, но все дороги приведут в одну сторону. В небытие. И задача не бороться с природой, а оставить на тропинке как можно более глубокий и узнаваемый след. Чтобы тебя запомнили хорошим сыном, мужем, отцом и другом.

И вот в этих моралях, а, если быть более точным, в избранной Финчером стилистике их передачи зрителю кроется главная моя стрела неприятия к картине. Потому, что она, по сути, предстает компиляцией успешных кинолент недавнего прошлого. Здесь - по чуть-чуть от “Титаника” и “Амели”, и очень многое - от “Форреста Гампа”. Схожесть “Бенджамина Батона” с последней из названных работ, как оказалось впоследствии, подметил далеко не только я. Обличающими сентенциями и даже видеоработами просто пестрит вся сеть. Пестрит неспроста. Сравнение не может не напрашиваться. И там, и здесь герой - дефект природы, на поверку оказывающийся куда приятнее и правильнее многих более совершенных этой природы творений. И там, и здесь он - блажен, наивен и чист - ну хоть сейчас в святые производи (бордель, понятное дело, не в счет - превратности среды). И там, и здесь ему уготованы испытания войной и большой любовью, пронесенной через всю жизнь. Подобные параллели можно продолжать, их найдется еще достаточно. Параллели, разумеется, не означают примитивного копирования Эриком Ротом своей предыдущей работы (да, сценарист у фильмов один и тот же), но факт остается фактом - сходство двух сюжетных линий, и акцентов, расставленных при их воплощении “в пленку” режиссером, бросается в глаза.

Впрочем, во времена серьезного кризиса идей, когда основным продуктом Голливуда стали сиквелы и ремейки, удивляться нечему. На мой взгляд, писать и снимать второго “Гампа” - пошловато, а, на взгляд Киноакадемии - это 13 номинаций на “Оскар”, включая “Лучший сценарий”. И я лично вовсе не удивлен тому, что именно “Баттон” обошел всех конкурентов в своеобразной предоскаровской гонке номинаций. И еще меньше я удивлюсь, если “Загадочная история” оправдает с десяток своих претензий на статуэтки. Потому, что это - очень голливудское, и даже более - очень американское кино. Большое, правильное, политкорректное, морализаторское и до боли в сердце сентиментальное. Кино, которого академики не дождались в году прошлом (вот уж Коэнам повезло!). И, наконец, кино, которое пришлось очень ко двору в годину острого социально-экономического кризиса. Когда сердца требуют не перемен, но позитива.

Однако все вышесказанное вовсе не означает того, что картина мне не понравилась. Как раз наоборот, главная загадка истории о Бенджамине Баттоне для меня лично - почему этот фильм подарил мне, наравне с ощущением вторичности и чувством, будто меня два с половиной часа водили за нос, безусловное удовлетворение от просмотра. Видимо, некоторые вкусовые недостатки все же можно заместить высочайшим качеством продукта. Которое и впрямь нельзя не отметить. Финчер и Ко свое дело дюже знают. Пусть и сняли они в этот раз фильм не от души, а откровенно “под “Оскар”.














кино, рецензия

Previous post Next post
Up