О честном юристе замолвите слово

Dec 30, 2008 00:45




“Майкл Клейтон”* (“Michael Clayton”)

США, Samuels Media, Castle Rock Entertainment, Clayton Productions, Mirage Enterprises, Section Eight, 119 мин., 2007 г.

В ролях: Джордж Клуни, Тильда Суинтон, Сидни Поллак, Майкл О’Кифи, Том Уилкинсон, Денис О’Хэйр, Остин Уильямс, Дженнифер Ван Дайк, Билл Рэймонд, Дэвид Лэнсбери и др.

Режиссер: Тони Гилрой
Автор сценария: Тони Гилрой

Мод: …в 1990 году он начал карьеру в юридической компании Kenner Boch and Ledeen.
Карен: Так значит, он партнер?
Мод: Нет. Его должность указана как «советник по специальным вопросам». Говорит, что специализируется на завещаниях и трастах.
Карен: Он переквалифицировался с уголовного обвинения на завещания и трасты? Он работает там уже 17 лет и до сих пор не партнер? Это и есть тот парень, которого они послали? Кто он вообще такой?

Майкл: Ты старший партнер по судебным процессам одной из наиболее уважаемых юридических фирм мира. Ты - легенда!
Артур: Я - соучастник!
Майкл: Ты маниакально-депрессивный!
Артур: Я -  Шива, бог смерти.

Майкл Клэйтон (Джордж Клуни) - советник одного из крупнейших манхэттенских юрбюро. В своем кругу он известен под кличкой The Fixer, довольно пошло переведенной нашими прокатчиками как “Мусорщик”. На самом деле, Клэйтон - эдакий “мистер Вульф” юридического бизнеса - человек, решающий проблемы. Особенно успешно те, которые требуют деликатного маневра в обход закона.

Но даже хладнокровный Майкл, способный найти как минимум два известных выхода из любой ситуации, пасует перед лицом ряда странных инцидентов, учиненных его коллегой Артуром Эденсом (Том Уилкинсон) во время участия в крупном судебном процессе в Милуоки. Эденс, возглавляющий команду защиты крупнейшего клиента фирмы - производителя агрохимикатов U-North - вдруг появляется на автопарковке абсолютно обнаженным, а затем пытается проделать тот же трюк во время допроса важнейшего свидетеля по делу.

Клэйтона посылают разобраться с ситуацией на место, где тот узнает, что его Артур, его старый и близкий товарищ, прекратил прием психотропных лекарств, в результате чего у него, по всем признакам, обострился маниакально-депрессивный синдром. Однако, чем дальше Клэйтон влезает в это дело, тем лучше он понимает, что дело не только и не столько в отказе Артура от лекарств. Быть может в том, что многие принимают за психоз, на самом деле заключается нравственное перерождение человека, не сумевшего больше жить под грузом тотального покрывательства лжи.

Фильм - один из самых заметных участников прошлогодней премии “Оскар”, получивший аж семь номинаций на заветную статуэтку, в т.ч. четыре самые престижные - за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучшую главную мужскую роль. Впрочем, не судьба. Две первые из перечисленных наград отхватили Коэны со своими “Стариками”, за скринплей академиками был отмечен “Джуно”, а leading man’s role ушла к гениальному Дэй-Льюису с его мистером Плейнвью из “Нефти”. В результате единственного парня с мечом удостоилась саппорт-актриса Тильда Суинтон, сыгравшая главного юриста U-North Карен Краудер. Сыгравшая, к слову, замечательно. Впрочем, при любых итоговых раскладах, “Майкл Клэйтон обречен был на зрительское внимание, благодаря столь серьезному охвату номинаций. Всяко такого их количества уже давненько не удостаивался камерный по своей сути триллер. Да еще и про юристов.

Что же можно сказать о картине, столь впечатлившей “выборщиков” Киноакадемии? Снята она и впрямь неплохо, хоть Гилрой и дебютант в большом кино. Несмотря на неторопливость повествования и специфику темы, которая часто бывает скучна людям, чуждым миру юридического бизнеса, лента держит зрителя в правильном и выверенном по степени нагнетания напряжении. Операторская работа здесь, так вообще, великолепна. Еще вопрос, где маэстро синематографа Роберт Элсвит отработал лучше - в “Майкле Клэйтоне” или “Нефти”, за которую он, кстати, по иронии судьбы, получил свой “Оскар” - 2008. Сцена с лошадьми, которые сначала в величественном безмолвии влекут героя Клуни, а затем, в страхе разбегаясь извещают его о чудесном спасении, производит сильнейшее эстетическое впечатление.

Но главным достоинством картины, безусловно, является ее актерский ансамбль. Помимо находящегося в самом соку Клуни и уже упоминавшейся шотландки Суинтон (одной из любимиц Коэнов, между прочим), здесь просто отменно выступили почти, что все. Но, если вы спросите, кто здесь главная звезда, я без раздумья назову Уилкинсона, просто шедеврально сыгравшего очень сложную роль психически неустойчивого Артура. Уилкинсон великолепен решительно в каждой сцене, и, если бы не еще более убийственный Антон Чигур в исполнении Бардема, этот год закончился бы для "Майкла Клэйтона", как минимум еще одним “Оскаром”.

Однако если сказать по большому счету, то назвать фильм шедевром или даже сильно удачным кино, я - вот ведь сюрприз! - не могу. Ибо, на мой вкус, многовато в нем игры на публику и сознательного манипулирования зрителем. Главным образом, безусловно, это касается нравственных метаморфоз с главным героем. Мне искренне хочется верить в саму возможность морального перевоспитания американского юриста, да еще и специализирующегося на коррупционных связях, однако, жизненный опыт подсказывает, что вероятность этого крайне невелика. Куда ни шло, когда подобная закавыка случается с человеком, постоянно балансирующим на грани между вменяемостью и маниакальным восприятием действительности, но перерастание правдолюбия в почти, что массовую заразу в юридическом мире Нью-Йорка - это уже, по-моему, слишком. Несмотря на всю убедительность лошадок. А уж развязка, так вообще до тошноты картонной вышла.

И вот приходится в резюме сделать такой вывод. Хвалил я фильм, хвалил, и вроде бы шел правильным путем. И сюжет скроен ладно, и диалоги отличные, и образы героев глубоки, а вот общая оценка картины - ну, на четверку, не больше. Словно пирожок какой с засахаренным повидлом скушал - тесто вкусное, сочное, а начинка - ну такая приторная, что аж скулы сводит.

* Сразу оговорюсь, что не имею никакого желания именовать далее Клэйтона Клейтоном.










кино, рецензия

Previous post Next post
Up