Комикс как искусство

Sep 23, 2008 22:18




“Темный рыцарь” (“The Dark Knight”)

США, Warner Bros. Pictures, Legendary Pictures, DC Comics, Syncopy 152 мин., 2008 г.

В ролях: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Гэри Олдмэн, Аарон Экхарт, Майкл Кейн, Морган Фримэн, Мэгги Джиленхаал, Килиан Мерфи, Чин Хан, Моник Кернен, Рон Дин и др.

Режиссер: Кристофер Нолан
Авторы сценария: Боб Кейн (персонажи), Кристофер Нолан, Джонатан Нолан, Дэвид С. Гойер

С того момента, как Брюс Уэйн (Кристиан Бэйл) в образе человека - летучей мыши встал на путь борьбы со злыми силами Готэма, минули годы. Мало того, что преступники измельчали, так еще и появились дурацкие подражатели в резиновых костюмах, неумело пытающиеся примерить роль своего кумира, чем только мешают ему вершить свой справедливый суд. Однако вскоре недры Готэма рождают нового криминального героя, готового противопоставить себя всем - и Бэтмэну, и полиции в лице неподкупного лейтенанта Джеймса Гордона (Гэри Олдмэн), и прокуратуре с ее новым честолюбивым шефом Харви Дентом (Аарон Экхарт), и даже мафии. Этот парень в нелепом гриме (Хит Леджер) - настоящий маньяк, способный только на то, чтобы сеять хаос и разрушение. Для него не существует авторитетов и правил, а его визитка, карточный джокер, скоро становится в Готэме синонимом смерти.

Конечно, то, что творилось в мире в первый месяц с момента премьеры - не более, чем массовая эйфория. Dark Knight лихо обошел аж самого “Крестного отца” Копполы в рейтинге Top-250 на IMDB.com, став на время самым лучшим фильмом (в хорошем смысле этого выражения). И, безусловно, в этом был некоторый перебор. “Темный рыцарь” - это несомненная удача 2008 года, но назвать ленту гениальным шедевром всех времен и народов у меня лично язык не повернется. Для получения билета в когорту избранных фильму недостаточно быть просто сильным и эффектным. Или даже знаковым для своего жанра. Нужно стать чем-то большим, чем фильм в принципе. Применительно к “Темному рыцарю” достижения планки гениальности я не почувствовал. Что, впрочем, нисколько не помешало мне получить от фильма колоссальное удовольствие.

Как только был распространен первый релиз о сюжете новой истории про Бэтмэна, стало ясно, что Кристофер Нолан и его коллеги по команде создателей “Темного рыцаря” идут на определенный риск, взявшись фактически за ремейк картины 1988 года, снятой великим и ужасным Тимом Бертоном. Хватит ли силенок у молодого дарования тягаться с признанным мэтром небывальщины? После просмотра могу уверенно сказать - хватило. Причем хватило вовсе не для виртуального соревнования. Нолан и Ко поступили осмотрительнее, начисто изменив стилистику материала. Если у Бертона история была пусть и традиционно готичной, но все же подчеркнуто комиксово-сказочной, то у Нолана бэтмэниана заиграла другими красками. “Темный рыцарь”, как и его предшественник “Бэтмэн: начало” не “пахнет” комиксом. От жанровых мотивов там, по сути, остались лишь персонажи и общая сюжетная концепция. Работы Нолана не “по-комиксовски” драматичны, убедительны, и - как ни парадоксально это звучит применительно к ленте, где главный герой - мужик в костюме с ушами - глубоки. Нолан был призван спасти франшизу, начавшую погибать в неумелых руках Шумахера, и у него это дело вполне получается. Бэтмэн более не клоун с придурковатой свитой робинов и бэтгерлов, и противостоят ему вовсе не буффонадные замороженные мужики. Герой у Нолана шагнул в реальный мир, где ужас человеческой природы подчас бывает куда пронзительнее и опаснее, нежели самая извращенная фантазия сказочника.

Если говорить о составляющих успеха картины, то здесь вряд ли можно преувеличить ставшую трагической роль Хита Леджера. Внезапно покинувший этот мир молодой актер оставил своей последней прижизненной работой зрителям нечто вроде творческого завещания. Доподлинно известно, что в затянувшейся депрессии, которую Хит глушил целым комплексом лекарств, давших вкупе с обычными противопростудными таблетками смертельный для пациента эффект, работа над ролью Джокера была далеко не последней причиной. Актер настолько глубоко погрузился в мир своего персонажа, что вскоре стал жаловаться врачам на бессонницу и другие сопутствующие психические проблемы.

Что ж, посмотрев “Темного рыцаря”, вы убедитесь, что Леджер действительно максимально тщательно подошел к своей работе. Его Джокер - несомненная жемчужина фильма. Каждая сцена с его участием - это жуткая прогулка в подсознание конченого психопата, это леденящий душу аттракцион безумия. Который, впрочем, не может не доставить зрителю чистого киноманского удовольствия. Отрадно заметить и то, что в Джокере Леджера нет практически ничего общего с Джокером Николсона двадцатилетней давности, который, при всей своей эффектности и точном соответствии бертоновскому видению истории, на мой взгляд, все же уступает новой версии образа. Основная причина этого, имхо, в том, что оскароносный Николсон в старом “Бэтмэне”, как и во многих своих голливудских работах, сыграл прежде всего самого себя. Самоуверенного бонвивана, харизма в котором бьет ключом даже через улыбающийся грим. Что, впрочем, только отчасти стоит считать претензией, поскольку стилистика выдающегося актера мне в целом очень симпатична. И все же нельзя не заметить, что в том Джокере гораздо больше Николсона, чем самого Джокера. Леджер же (не без помощи гримеров, кстати) смог сотворить из того же самого героя вполне самостоятельную личность. Жуткую и притягательную одновременно. В картине нет ни одного проходного эпизода с его участием, но сцена, где Джокер в костюме медсестры нажимает на пульт, управляющий взрывателями - это просто нечто! Посмотри ее в отрыве от всего происходившего до того, и покажется, что это просто веселая карикатура. Но в этом-то и фишка - персонаж у Леджера эволюционирует в своем психозе сцена за сценой. И забавного в нем ровно столько же, сколько в любом маньяке - убийце.

Впрочем, говорить, как это делают многие, то, что фильм тянет один только Леджер - это кривить душой. Актерские работы вышли в “Рыцаре” сильными как на подбор. И Кристиан Бэйл, и Майкл Кейн, и Аарон Экхарт, и, конечно же, Гэри Олдмэн, отработали просто отменно. Единственное мое сомнение - целесообразность приглашения на заглавную женскую роль Мэгги Джиленхаал, заменившую здесь совсем уж бесцветную Кэти Холмс, игравшую в “Начале”. Однако, при всей сомнительности таланта, общего впечатления и она не портит.

Стоит также отметить, что в “Рыцаре” классно выполнены и смонтированы спецэффекты, без которых любой фильм о Бэтмэне выглядел бы, наверное, странновато. Кстати, некоторые эпизоды, в том числе полет с небоскреба, Бэйл отработал сам, без помощи каскадера. Смело.

Единственное, что подпортило впечатление от просмотра - это дубляж. Если актер, дублировавший Джокера, отчетливо старался передать характер героя, и уже за это ему мой респект, то озвучка Бэйла, Олдмена и Экхарта - это совсем не то. Хотя и Леджер в оригинальных трейлерах звучит интереснее. В общем, жду - не дождусь DVD, чтобы иметь возможность насладиться лентой в полном объеме.

Резюмирую: класс. А работа Леджера - высший класс. Думаю, если не случится ничего экстраординарного, парню дадут “Оскара” посмертно. И в этом решении, помимо обожаемой Америкой трогательности, будет и существенная доля справедливости.

















кино, рецензия

Previous post Next post
Up