Прыг-скок, или Jump for joy

Feb 27, 2008 14:33




“Телепорт” (“Jumper”)

США, 20th Century-Fox Film Corporation, New Regency Pictures, Created By, Hypnotic, 88 мин., 2008 г.

В ролях: Хэйден Кристенсен, Сэмюэль Л. Джексон, Рэйчел Билсон, Джейми Бэлл, Майкл Рукер, Дайэн Лэйн, Тедди Данн, Макс Териот, Анна-София Робб, Джесси Джеймс и др.

Режиссер: Дуг Лаймэн
Авторы сценария: Стивен Гоулд (книга), Дэвид С. Гойер, Джим Улс, Саймон Кинберг

- Зачем ты врешь, что занимаешься финансами? У тебя же была двойка по алгебре.
(Милли)

Юный Дэвид Райс (Макс Териот - Хэйден Кристенсен) по кличке “мямля” - скованный и забитый мальчик - лузер, у которого, как водится в многочисленных голливудских фильмах про мальчиков - лузеров, проблемная неполная семья и незавидная репутация в школе. Кроме того, Дэвид - ну, естественно - влюблен в школьную красавицу Милли (Анна-София Робб - Рэйчел Билсон), любить которую - ну, естественно - активно мешает мальчик - мерзавчик по имени Марк (Джесси Джеймс - Тедди Данн). Этот до зевоты шаблонный гаденыш демонстративно шпыняет и унижает несчастного Дэвида, чем, по замыслу создателей картины, должен вызывать у зрителей приступ отвращения, сопровождаемого негодующим поднятием кулака с большим пальцем, обращенным вниз, и гулким неодобрительным “бу-у-у-у”.

В результате очередного подлого надругательства над светлыми чувствами главного героя, преподнесенный Дэвидом Милли сувенир запускается рукой Марка на другой берег местной речушки, куда наш герой отправляется пешим шагом по тонкому льду на зло всем врагам, а заодно и здравому смыслу. Лед, естественно, не выдерживает, и Дэвид оказывается в под ним, уносимый быстрым течением. Полундра! Все кричат и мечутся, а Дэвид, предпринимая тщетные попытки пробить себе дорогу к кислороду, тем временем мысленно прощается с этим миром. Но мы-то с вами видели много таких фильмов (и трейлер, мы видели трейлер!), и потому знаем, что главный герой так рано умереть не может. Поэтому, если мы и напряглись, то только для вида.

И точно - меньше чем через минуту Дэвид оказывается, мокрый и испуганный, на полу городской библиотеки. Ничего не поняв, он, все такой же мокрый и испуганный, возвращается домой, где, что очень странно, не умирает от воспаления легких, а запирается в своей комнате и обдумывает случившееся. Однако придать законченную форму мыслям Дэвида мешает недружелюбно настроенный папаша - алкоголик (Майкл Рукер), ломящийся в дверь. Дэвид со страху снова телепортируется, и снова в городскую библиотеку. Тут, признаться, меня начали терзать смутные сомнения - а что, если попадание из разных точек в библиотеку так и останется единственным развлечением на весь фильм? Но, вспомнив трейлер, где были пирамиды, биг бены и гонки на красивых “мерседесах”, гоним сомнения прочь.

В общем, со второго раза до главного героя доходит, что силища в нем кроется страшная, и, как говорит Иван Дулин, больно выхода требует. И нет бы, начать ему богатых грабить и бедным деньги раздавать, бороться со злом и несправедливостью, сеять доброе и вечное. Нет, Дэвид поступает не по-пионерски. Он забирается в банковское хранилище, запасается баксевичами, снимает себе дорогой пентхаус, и, знай себе, шлындает по всему миру и пикапит девушек. В общем, ведет социально бесполезный гедонистический образ жизни под лозунгом, воспетым нетленными 2 Unlimited в песне 95-го года "Jump for joy". И вел бы его дальше, но на его след не нападает Роланд (Сэмюэль Л. Джексон), начальник суперсекретной службы “палладинов”, основным назначением которой является излов и умерщвление прыгунов - телепортеров. Ибо нефиг тут мельтешить и глупостями всякими заниматься. И вот тогда Дэвид, успевший снова схлестнуться со своей Милли, а заодно и познакомиться с другим “прыгуном” Гриффином (Джейми Бэлл), понимает, что большие возможности всегда сопряжены с большими рисками.

“Телепорт”, как и “Я - Легенда” - это тот случай, когда трейлер к фильму значительно интереснее самой ленты. По крайней мере, когда ты любуешься нарезкой лучших кадров, еще не знаешь, насколько бездарную смысловую основу имеет вся та красота, которой тебя заманили в кинозал. Я не читал базовой книги Стивена Гоулда, по которой поставлен “Jumper”, но мне очень хочется верить, что в ней есть сюжет (и многочисленные возмущенные читатели это подтверждают). Потому как в фильме с ним оч-ч-чень большие проблемы. К сомнительной, но чести той же "Я - Легенды" скажу, что этот унылый зомби-трэш - просто “Война и Мир” на фоне картины Дуга Лаймэна.

Откуда взялись эти джамперы, что за аномалия вызывает способность к телепорту, так и осталось непонятным. Почему, если Дэвид способен перемещать предметы вместе с собой, он не оказался в самолете и не телепортировался вместе с Милли куда пожелает? Куда делся Гриффин? Почему Роланд в итоге остановился? А последние минут 15 - вообще каша какая-то. Спецэффекты ради спецэффектов. Побольше всего - и в кадр. Все мелькает, непонятно, кто, за кого и против кого кого лупит. И опять эта дрожащая камера, от которой начинает тошнить.

Вот тут в комментариях написали, что “Телепорт”, дескать, идеальное кино для подрастающего поколения. Если так, то у меня есть вопрос - чему же научит этот фильм наши “цветы жизни”? Грабить банки, ходить по девкам, ездить по миру? Или этот Дэвид, кроме как для себя и своей девушки, что-нибудь позитивное пытается сделать? Нет. Может быть, тогда фильм как-то явно его изобличает? Были намеки, но все равно - больше нет, чем да.

Тема эгоистичности помыслов человека, получившего в свое распоряжение сверхвозможности, если и задумывалась (а в пользу этого говорит эпизод с жертвами наводнения, которых Дэвид не подумал спасать), то а) не раскрыта совершенно и б) неуместна в контексте избранного жанра молодежного блокбастера, основная аудитория которого привыкла к разжевыванию морали. Я, например, уверен, что подавляющая часть зрителей, большинство среди которых составляет то самое подрастающее поколение 14-16-летних, вынесло из кинозала не мысль о порочности образа жизни “джамперов”, а, наоборот, искреннюю зависть к тем, кто может все, и кому за это ничего нет.

И мало кто из них понял, что правильный и положительный герой в “Телепорте” - это не Дэвид Райс, а командир опергруппы палладинов Роланд, который вполне обоснованно пытается избавить планету от кучки нарциссов, презревающих законы физики исключительно ради собственной выгоды. Пусть даже вся эта библейско-религиозная подоплека действий его героя не выдерживает никакой критики, а бригада Роланда вызывает забавные ассоциации с охотниками за привидениями. Вот только жаль, что потенциал Джексона задействован здесь, дай Бог, на одну сотую. А ведь он был реальным шансом спасти картину. Потому как на молодых актерах выехать не удалось. И это еще слабо сказано.

Мало того, что главные типажи здесь абсолютно стереотипные и заезженные, так они еще и просто отвратительно сыграны парой основных исполнителей. “Анакин наш Скайуокер” Кристенсен - это просто бамбук какой-то, у которого на протяжении всех полутора часов на лице застывает одно и то же выражение. Но главная бездарность здесь все-таки не он, а его напарница Рэйчел Билсон. На IMDB в комментариях forever18 очень точно написал, что, по всем признакам, девушке сделали лоботомию перед съемками, настолько она заторможена и неестественна. А что до Сэмюэля Л. Джексона, то он, как я и ожидал, несмотря на картонность своего персонажа, во сто крат харизматичнее и убедительнее как актер, чем все эти “прыгуны” и их подружки-друзья вместе взятые.

Резюме: В общем, фильм, имхо, не просто проходной или одноразовый, он совершенно дурацкий, и мне было искренне жаль потраченного на него времени. А младшая подростковая аудитория пусть лучше “Морозко” смотрит. Там и мораль житейская, и актеры в двадцать пять тысяч раз лучше играют (дядюшки Сэмюэля последняя фраза не касается).

P.S. Чуть не забыл, "побег" в атаку российских солдат в ушанках в эпизоде, когда дерущиеся Дэвид и Гриффин оказываются типа в Чечне - это уже как-то не смешно, это попахивает откровенным идиотизмом.

Подборка кадров:










кино, рецензия

Previous post Next post
Up