Об авторе записок
Ну, не буду разводить особенной канители относительно авторства данных записок. По смыслу ясно, что их автор - известный тренер … … . Но вы, конечно же, не слышали о таком:) И все же почитайте пожалуйста данные записи, мне кажется, они того стоят. Плюс рассчитаны они отнюдь не только на людей, интересующихся футболом. Итак,
Записки Тренера
Футбол и смысл жизни
Может ли футбол (занятия футболом) стать смыслом жизни? Конечно. Есть такая фраза: «Это только игра». Я не раз и не два говорил своим футболистам: «Кто думает, что футбол - это просто игра, тот пусть идет и играет во дворе». Но ведь и во дворах на деле кипят нешуточные страсти, и даже там футбол это далеко не «только игра». Это Игра, которая может стать делом всей жизни, важнее которой может ничего и не быть.
Об ответственности тренера
Многие тренеры говорят, что они не могут нести ответственность за те или иные промахи футболиста. Мол, «я не могу выйти на поле, и забить гол вместо него» и «я не виноват, если мой игрок промахивается с двух метров по пустым воротам». Но я не согласен с такого рода высказываниями. Тренер несет ответственность за все, что происходит на поле. Если игрок промахивается с двух метров по пустым воротам, значит, в том числе и тренер где-то недоработал.
О модели игры
Не раз, при общении с другими тренерами я с удивлением понимал, что у них нет четкого представления о том, в какой именно футбол должна играть их команда. У них нет внятной модели игры. Что же получается в итоге? А получается то, что команда играет как бог на душу положит. Такого рода тренеры и команды похожи на ждущих вдохновение (и полагающихся только на вдохновение) творцов. У таких вдохновенных творцов может многое получаться сегодня, а потом ничего не получаться целый месяц - так и у описанных тренеров и команд иногда случаются яркие игры, но никогда не получается яркого чемпионата. Ведь в спорте и в футболе нельзя позволять себе длительные паузы.
О факторах успеха
Главных факторов успеха - пять. Первый - физическая подготовка. Второй - тактическая выучка. Третий - психологическая уверенность. Четвертый - умение импровизировать. Пятый - удача. В разных матчах на первый план выходят разные факторы, но только сочетание всех пяти приносит успех в длительной перспективе.
О физической готовности
Команда, которая физически не готова может вообще не выходить на поле. Ей там делать нечего.
О тактике
Тактика футбольной игры представляет из себя сочетание принципов игры и игровых схем. Тренер должен уметь сочетать немногочисленный набор четко формулируемых принципов игры с максимальным разнообразием применяемых в тех или иных случаях игровых схем.
О психологии
Психология игры есть, выражаясь языком Суворова - наука побеждать. При прочих равных всегда выиграет тот, кто уверен, что выиграть суждено именно ему.
Импровизация
Отвечает ли тренер за импровизацию футболиста? Я думаю, что нет, но должен думать, что - да. В любом случае тренер отвечает за то, чтобы футболист имел возможность импровизировать.
Об удаче
Бывают победы и поражения, которые добываются благодаря случаю. Тренеру остается только смириться этим, принять это как есть. Но настоящий тренер не может с этим смириться…
О результате и игре
Есть такое выражение: «Игра забывается, результат остается». Слышал я и перефразировку: «Результат забывается, а игра запоминается». Я не согласен ни с тем, ни с другим подходом. Во-первых, серьезных результатов невозможно достичь при невнятной игре, поэтому само противопоставление результата и игры кажется мне во многом надуманным. Но бывает, конечно, что конкретный результат достигается в более и в менее яркой игре. В таком случае, однозначно запоминается более яркая игра. Вот, например, каждый год играется финал Лиги Чемпионов, но далеко не все эти финалы одинаково запоминаются. Но все, кто видел такие выдающиеся игры, как Милан-Барселона 1994 (4:0), Манчестер - Бавария 1999 (2:1, причем Манчестер забивает два гола на исходе матча), Ливерпуль-Милан 2005 (3:3 и 0:3 после первого тайма, и победа Ливерпуля в серии пенальти), так вот все, кто их видел, то уже их и не забудет. Но были и другие финалы, например: Валенсия-Бавария 2001, или тот же Милан-Ливерпуль 2007 года - но кто и вспомнит об этих матчах, кроме болельщиков данных команд? Важна игра, важен результат; запоминаются и забываются игры, запоминаются и забываются результаты. Результат, который достигается в яркой игре - вот что помнится дольше всего.
Многое ли зависит от футболистов?
Многое ли зависит от футболистов? От футболистов на футбольном поле зависит ВСЕ. Тренер, который не понимает этого, отрывается от реальности игры. А что тогда зависит от тренера? Тоже все. Все зависит от футболистов и тренера, но на футбольном поле находятся именно футболисты. Но кто важнее: тренер или футболисты? Тот, кто задается такими и схожими вопросами (например, кто проигрывает: тренер или футболисты?), не понимает единства в рамках футбольного коллектива. Тренера нельзя противопоставлять игрокам. Но и сами тренеры зачастую занимаются подобного рода противопоставлением.
О поблажках
Да, некоторым из игроков я давал поблажки. Но почему? Потому что они и сами прекрасно знали, что им делать на поле. Незачем давать нагрузку тому, кто сам взваливает ее на себя. Незачем особо критиковать того, кто сам для себя - самый суровый критик. В общем, я давал поблажки, но только тем, кто не давал поблажек самим себе.
О чувстве победы
Иногда бывает такое чувство, что совершенно точно знаешь (чувствуешь), что выиграешь - и потом действительно выигрываешь. Однако, если ты сам для себя вдруг четко сформулировал, что вот мол, точно выиграешь, то скорее всего проиграешь. Объяснить это довольно трудно.
Игрок и схема
Можно ли менять игровую схему под футболистов? Конечно. Во-первых, и сами-то схемы никогда не должны быть ригидными. Ну а если тренер видит, что два футболиста здорово взаимодействуют другу с другом, но это взаимодействие не вписывается в схему, то схему надо либо скорректировать, либо отбросить. Живое игровое взаимодействие важнее схемы.
О лучшем матче
Я и мои команды выиграли все, что только возможно. Но если бы вы спросили у меня, какой мачт запомнился мне больше всего, то ответ мой скорее всего немало удивил бы вас. Самым ярким матчем для меня была победа одного скромного клуба (который я тогда и тренировал) над другим, еще более скромным клубом; мы выиграли тогда 2:1, проигрывая по ходу матча 0:1. Мало чем примечательная игра, да и качество игры было (с обеих сторон) довольно средним. Но именно тогда я родился как тренер, и именно поэтому тот матч для меня - важнейший из всех. Я увидел, что команда играет в тот футбол, который бы мне хотелось видеть, выполняет то, что я и просил. Увидеть на поле творение своих рук - это незабываемое переживание.
О том, чья чаша перевесит
Иногда бывает, что по ходу игры находит коса на камень, и две команды буквально упираются друг в друга. В таких случаях побеждает тот, кто не может проиграть.
О важных и неважных матчах
Не бывает неважных матчей, и делить матчи на важные и неважные - абсолютно порочная практика. Тот, кто начинает проводить подобного рода деления настраивает команду на ВОЗМОЖНОСТЬ поражения в каких-то неважных матчах. Но если проиграть может любая команда, то вот команда, которая настроена на возможность поражения, проиграет почти наверняка. Причем именно в важном мачте.
О том, как выстраивается игра
Тренер должен помнить, что работа по выстраиванию команды ведется ежесекундно. С момента принятия должности и до отставки. Любая сегодняшняя тренировка имеет значение для игры, которая состоится пусть бы и через полгода. Не так просто бывает донести эту мысль до футболистов. Все равно подсознательно они подстраивают степень своей вовлеченности в игровой и тренировочный процесс под более и менее важные матчи. Как с этим бороться? Нужно просто терпеливо донести до них эту мысль; мысль о том, что недоработка сегодня аукнется в любой момент, а любое, пусть и небольшое «достижение сегодня», точно так же сыграет и опять-таки в любой момент. Футболисты способны понять тренера, если тренер способен быть с футболистами одним целым.
Умение отыгрываться
Команда, которая теряется, проигрывая по ходу матча - ничего не стоит. И вместе с тем не стоит переоценивать умение отыгрываться. Команда, которая здорово умеет отыгрываться, получается, очень уж часто проигрывает по ходу матча.
О разных командах
Я тренировал (как главный тренер) в общей сложности семь команд. И все эти команды были разными, хотя принципы игры, которые я проповедовал, всегда были схожими. Разные люди, разные игровые и турнирные ситуации. И вот я думаю, а не был ли и я - все время разным?
О конфликтах с футболистами
Нет таких тренеров, которые бы не конфликтовали с футболистами. Причин конфликтов с игроками несколько: во-первых, игрок может просто плохо работать на тренировках. Во-вторых, игрок может не выполнять установку тренера. В-третьих, игрок и тренер могут просто не сойтись характерами. В случае, если игрок плохо работает на тренировках, тренер не имеет другого выбора, кроме как идти на конфликт с игроком, он не может не лишить его места в основном составе. В случае, если игрок не выполняет установку, но при этом в его игре есть сильные стороны, тренер должен подумать, а не стоит ли подкорректировать игровую схему под возможности данного футболиста. В случае, когда игрок и тренер не сходятся характерами, почти ничего нельзя поделать и лучше бы сторонам расстаться. Правда, был в моей тренерской практике случай, когда почти постоянно «недовольный» моими требованиями игрок, тем не менее провел несколько очень ярких лет в моей команде. Потом, как я узнал, он был недоволен требованиями и другого тренера, и опять при этом здорово играл. Никогда не надо забывать об исключениях из правил.
О пресыщении победами
Меня, после того, как моим игрокам довелось подержать в руках все значимые футбольные трофеи, нередко спрашивали, откуда теперь взять мотивацию для дальнейшей работы? Приведу конкретный пример. В 202n-ом году мы выиграли и чемпионат, и Лигу Чемпионов. Следующий же год мы начали несобранно и в первых пяти матчах чемпионата набрали всего 4 очка (одна победа, одна ничья и три поражения). Так вот, в тот момент я забыл про все выигранные трофеи и думал только о том, что делать в сложившейся провальной ситуации. Понимаете, о чем тут идет речь? Для того, чтобы «протрезветь» от синдрома годичных побед достаточно всего лишь трех-четырех-пяти неудачных матчей. Поэтому у меня никогда не было проблем с мотивацией, и я никогда не мог пресытиться победами.
Об опыте поражений
Бывает, что команда терпит разгромное поражение, и люди со стороны (или сам тренер) говорят: «Это был хороший опыт». Думаю, тренеры не должны обольщаться на этот счет. Да, бывает полезно проиграть, пусть бы и с разгромным счетом, но сам по себе опыт такого рода поражений обычно допустим только в период раннего становления команды. Если сложившаяся команда проигрывает с разгромным счетом - это всегда плохо. Опять-таки, даже если команда еще не сложилась, то разгромное поражение совсем не обязательно дает какой-то позитивный опыт. Сегодня команда проигрывает 4:0, завтра - 5:0, а мы все еще будем говорить о каком-то полезном опыте? Опыт поражений приучает к поражениям. Опыт поражений не гарантирует побед.
О фантастических играх
Бывают матчи, в которых вдруг получается ВСЕ. Ну, почти все. Это фантастика. Это - реальность.
О футбольных аналитиках
Если послушать футбольных аналитиков, то может сложиться впечатление, что процесс управления командой сводится к расстановке футболистов на поле; плюс еще к тому, угадает или не угадает тренер с основным составом и «с заменой». Но тренер этот тот, кто ТРЕНИРУЕТ команду. Попробуйте провести хоть одну полноценную тренировку, и вы поймете как достается тренерам их хлеб.
О духе игры
Вынужден признать, что у тренерской работы есть свои ограничения. Не в том плане, что выше головы не прыгнешь, это-то как раз запросто. Но несколько раз в жизни я сталкивался с любопытным феноменом, когда некая команда (противник) словно бы вдруг начинает олицетворять собой сам дух футбольной игры. В такие моменты я чувствовал свое полное бессилие как тренера. Есть вещи, которые невозможно натренировать и есть игра, которой невозможно противостоять. Команда же, воплощающая сам дух игры, непобедима. Сборная Бразилии 60-70-х (время Пеле), Аргентина 86 (время Марадоны) и «Барселона» (и сборная Испании) 2000-10-х (время Месси) в своих лучших матчах - вот воплощение духа игры.