Маргинальные мысли и постановка вопроса о маргинальном "Эго"

Mar 20, 2010 11:09

Есть такой феномен, на который, по моим наблюдениям, пока не обращали особенно пристального внимания (если я ошибаюсь, прошу указать мне на соответствующих авторов и работы). Что это за феномен? Я бы назвал его феноменом маргинальных мыслей. Маргинальные мысли - это не мысли маргинала, здесь у этого термина совсем другое значение. В данной записи маргинальные мысли - это мысли, находящиеся на самоидентификационной грани, то есть такие мысли, относительно которых нам сложно сказать, наши это мысли или нет. Пример: мне понравилась такая-то книга, но я не могу четко сказать, как я к ней отношусь, и если меня спросят, понравилась она мне или нет, я могу ответить и Да, и Нет (вообще могу судить об этой книге диаметрально противоположным образом), а могу сказать, что я попросту не определился в своем отношении, при том, что оно на самом деле уже имеется (мне эта книга понравилась). Вот он, основной признак маргинальности: неопределенность при наличии видимой определенности. Эти мысли есть, и потому - это наши мысли, но они неопределенны, мы не включаем их в свою картину мира. Это то, что мы отсеиваем, но оно при этом отказывается отсеиваться, и остается с нами. Это такие мысли, которые мы формулируем (или воспринимаем), но не спешим озвучивать. Замечу, что маргинальные - это не аморальные мысли (хотя могут быть и аморальными, но тут уже все как и обычными мыслями). Во-первых аморальные мысли человек может принимать вполне сознательно, а во-вторых скрывать можно и вполне «правильные» мысли и побуждения. Например, человек любит классическую музыку, но не уверен, действительно ли он ее любит, стоит ли ему ее слушать (например, его окружение очень далеко от классической музыки) и не спешит делиться своими пристрастиями по этому вопросу с другими. Также маргинальные - это не просто неопределенные мысли, например, когда сейчас мне нравится одно, а потом другое. Нет, тут нравится именно одно, и может нравиться достаточно долго, но мы не торопимся озвучивать эту позицию. Те же, кому нравится то одно, то другое, как раз не стесняются заявлять о своих постоянно меняющихся предпочтениях.
       От маргинальности мыслей, конечно, следовало бы подумать и о маргинальном Эго. Это некое сомнительное Эго, относительно которого трудно сказать, Я это вообще или не Я. Это Я, потому что я так думаю, но это не Я, потому что я не уверен, действительно ли Я так думаю. О существовании не просто маргинальных мыслей, но и маргинального Эго можно говорить в том случае, когда маргинальные мысли становятся во-первых устойчивым, а во-вторых, достаточно значимым феноменом. Я бы также предположил, что если формирование четкой картины мира должно сопровождаться серьезной критической работой, и, если есть нечто, что мы принимаем, и нечто, что мы не принимаем, то должна быть и какая-то промежуточная, точнее - пограничная область. Вот это и есть - маргинальная картина мира, наш альтернативный (но в чем-то и дополняющий) взгляд на мир, на наши устремления. Под конец, я укажу на некоторые достаточно четкие проявления маргинальности: возьмем, например, всякого рода черновики. Человек высказывает мысли, которые он считает своими, а потом зачеркивает их. Конечно, тут он их зачеркивает, то есть эти мысли, строго выражаясь, нельзя считать его, однако ведь именно он их сформулировал. Однако, все же и отказался, так что пример выходит не самый удачный. Но если мы обратимся к мышлению, то ведь в наши головы приходят самые различные мысли, и не все мы принимаем или отбрасываем. Множество мыслей просто «витает» в голове и не подлежит четкой идентификации, даже при том, что сами по себе являются достаточно четкими. Само же по себе трудно исчислимое множество мыслей подсказывает возможность существования сомнительного с точки зрения идентификации Эго. Вообще, этот феномен непрост для изучения в силу того, что он по определению должен постоянно ускользать от нас. Даже «стыдные» мысли изучать легче, пусть их скрывают, но они во всяком случае есть. А вот маргинальные мысли и есть, и нет, а потому их надо еще вывести а «чистую воду».

философия

Previous post Next post
Up