Страх божий

Feb 16, 2022 08:29

«Любой из человеческих аффектов может привести нас к идее невидимой разумной силы: как надежда, так и страх, как благодарность, так и состояние уязвленности. Но если мы станем исследовать собственные переживания или же наблюдать за тем, что происходит вокруг нас, то мы увидим, что люди гораздо чаще оказываются повергнуты на колени под воздействием мрачных, а не радостных аффектов. Благополучие мы легко принимаем как нечто должное и не особенно задаемся вопросами о его причине или же о том, кому мы им обязаны. Оно вызывает в нас веселое настроение, прилив энергии и активности и позволяет нам оживленно предаваться светским развлечениям и чувственным наслаждениям, ведь при таком настроении у людей нет ни времени, ни желания думать о таинственных и невидимых сферах. С другой стороны, каждый несчастный случай тревожит нас и наталкивает на размышление о вызвавших его причинах. В нас просыпается страх за будущее, и наш дух, погруженный в состояние недоверчивости, ужаса и меланхолии, прибегает ко всевозможным средствам, чтобы умиротворить те тайные разумные силы, от которых, как он предполагает, исключительно зависит наша судьба». (Давид Юм. «Естественная история религии»)

Комментарий: Да уж, каждый, я думаю, когда его обходило стороной нечто с тревогой ожидаемое, совершенно автоматически произносил: «Слава Богу!» А до этого просил, чтобы несчастье прошло мимо. А кого просил? Тоже Бога, разумеется. Больше некого. Перефразируя Лёлика из «Бриллиантовой руки»: «Нет такого атеиста, который в сверх-тревожный момент жизни не превратился бы в верующего». Но что это доказывает? Естественно, ничего. Мы ведь не можем доказать, что нечто обошло нас благодаря Богу, или что нечто обрушилось на нас по воле божьей. Верить можем, а доказать - нет. Бог обречен на то, чтобы быть постоянно доказываемым и никогда не доказанным. Да ведь доказанный Бог - это и не Бог вовсе. Зачем же его тогда доказывать? Читайте прошлый пост

текст и комментарий, вопросы религии

Previous post Next post
Up