Oct 01, 2021 08:31
Ницшеанский сверхчеловек - это воин с головой философа. Именно сочетание этих двух несовместимостей (жизнь воина, мысли философа) создает все проблемы в трактовке понятия «сверхчеловек». Во все времена хватало людей, воспевающих мужские ценности, но им никогда не хватало таланта, чтобы подлинно воспеть их - потому что настоящим мужчинам и не пристало слишком хорошо петь. Изначально эта проблема решалась так: Гомер воспевает войну, потому что война - естественный объект воспевания в традиционном обществе, но ведь к воинственности самого Гомера это не имеет никакого отношения; а вот самим воинам создать «Илиаду» не под силу - разве что какой-нибудь спартанский мужественный гимн. Сознание же, по мере своего развития, уходило от «мужских» ценностей все дальше и дальше. Ницше же как бы говорит: «Никакие другие ценности и не нужны. Да будет мужчина воином, а женщина - подругой воина. Надо только осознать это». Но сознание отказывается это осознавать. Поэтому Ницше и бунтует против, как он это называет, «безумия тысячелетий». Да, сознание настойчиво стремится оторваться, убежать от архаичного мужского взгляда, Ницше же хочет обернуть это стремление вспять.
Все ницшеанские утонченности, весь его филигранный, можно сказать, чисто филологический язык, всё великолепие его мышления… а что в итоге? А в итоге - все тот же самый самец, который должен повергнуть другого самца, - и в награду за это получить самую красивую самку (которую, разумеется, вообще никто не спрашивает, хочет она быть осчастливлена этим самцом или нет). При этом победивший самец должен изъясняться языком профессора филологии и мыслить как свободный философ. Вот к чему сводится восстание против безумия тысячелетий, восстание, закономерно закончившееся безумием самого Ницше - потому что сознание не приемлет такого противоестественного союза. Голове философа место на философе, а воину голова и вообще-то ни к чему. Я утрирую, конечно:)
Ницше,
мысли