Неспешный разговор после успешного завершения многотрудного дела

Mar 15, 2016 09:38



Среди картин, греющих мою душу, особенно греет ее, например, вот такая: вспомните Шерлока Холмса и доктора Ватсона, сидящих около камина и попивающих винцо - они неторопливо беседуют, подводя итоги только что раскрытого дела. Ну или еще картина: команда выиграла крупный турнир, и вот тренер и игроки сидят в студии и вспоминают, как это они умудрились сотворить такое. В обобщении картина выходит примерно следующая: дело сделано, теперь можно спокойно и со смаком вспомнить о том, как все происходило; подвести итог, поздравить себя с успешным завершением того или иного предприятия - неспешный разговор после удачного завершения многотрудного дела, одним словом (одним словом?). (1)

Однако, такое подведение итогов возможно лишь в случае, когда результат деятельности является однозначным. Шерлок Холмс, например, уже поймал преступника; команда уже выиграла. И тут, конечно, возможен подвох - Шерлок Холмс, возможно, поймал не того, кого ловил, а команда, возможно, объелась допингом, что еще выйдет ей боком - но это нюансы несколько иного порядка. Факт состоит в том, что сама по себе победа означает безусловную победу - делу конец, пришло время поздравлениям. Здесь ведь и проходит граница, отделяющая любую деятельность, претендующую на звание творческой, собственно от творческой деятельности - результаты творческой деятельности не носят однозначного характера. Борец может побороть борца, но, если в схватке сойдутся два поэта (читая свои стихи, а не борясь друг с другом), то победителем вполне может быть объявлен и заведомо слабейший - более популярный, например. Если же сойдутся два титана поэзии, а суд будет максимально справедливым, то тут определить победителя вообще практически невозможно, и, кому бы ни присудили победу, другая сторона с полным правом сможет сказать, что результат несправедлив. Почему: да потому что выбрать из двух замечательных стихов «более» замечательное… (2)

Любопытным следствием такого положения дел, вероятно, и является то, что главный интерес в деятельности «с однозначным результатом» представляет сама деятельность (и результат, конечно - как ее итоговое следствие), тогда как главный интерес в деятельности «с неоднозначным результатом» представляет именно результат. В этом смысле нет примера нагляднее, чем спортивные соревнования. Хотя и говорят, что в спорте результат - это главное, но это, конечно, абсурдное умозаключение (с точки зрения зрителя), поскольку, если вы будете знать результат, но не видели самого спортивного действия то, считай, вы ничего не видели. Тепло вам или холодно, если вы знаете, что такая-то команда выиграла у такой-то? Тепло, если вы видели, ну или холодно, если вы видели как ваша любимая команда проиграла. Опять-таки существенно и то, что смотреть спорт имеет смысл в основном только в прямом эфире, либо, если в записи, то не зная результата. Знание результата напрочь обесценивает смотрение. Однозначность результата сама по себе подразумевает его «неинтересность»; в отрыве от способа, которым он был достигнут (и всех нюансов, сопутствующих его достижению), результат ничего не значит. (3)

А вот в искусстве не так. В искусстве зритель чаще всего лишен возможности наблюдать за процессом возникновения «художественного результата» и оценивает только сам результат. И этот результат не сводится к «5:0 в нашу пользу», это нечто иное. Увидев счет на табло, вы не увидели ничего, но увидев картину Художника, вы увидели - Все. Именно «в результате» художник выражает все, что он хотел сказать. И, в любой сфере, где именно результат деятельности (а не сама деятельность) выставляется на всеобщее обозрение - «точка в деле», с определенной точки зрения, означает не конец, а скорее начало. Именно теперь картина только и начинает жить - когда она уже закончена. (4)

Соответственно, Художник, выставивший свою картину (пустивший ее в жизнь), не может идти и спокойно попивать винцо в компании друзей - напротив, именно теперь он и пребывает в состоянии наивысшего напряжения. Что такое он написал? Как примут? Примут ли хоть как-то? А ведь картина то написана, главное, вроде бы (да не вроде бы, а точно) - сделано. Когда же сможет расслабиться и Художник? Очевидно, тогда, когда он убедится в наличии реакции, которая отвечает его ожиданиям (какие при этом у него ожидания - это отдельный вопрос). В этом смысле и уверенность в полном отсутствии реакции может быть своего рода успокоительным моментом. Но даже и отсутствия реакции надо еще - дождаться. Промежуток напряженности между выведением выстраданного детища в свет и реакцией внешнего мира на это событие совершенно неустраним. А вот состоится ли вообще «неспешный разговор после удачного завершения многотрудного дела» - еще неизвестно… (5)

Да, благословенен тот, кто может воскликнуть «Победа!», забив победный гол. И, хоть на какое-то время - расслабиться. (6)

спорт, эстетика, мысли

Previous post Next post
Up