Продолжу рассуждать о женах Сократа. Не то, чтобы это была какая-то важная тема, но попытавшись понять, откуда вообще возникли разговоры о том, что у Сократа было две жены, можно прийти к любопытным выводам относительно феномена, который можно назвать «умножением источников на пустом месте». Вообще-то изначально стоит удерживать в уме сомнительность всей этой «темы двух жен», потому как ни Платон, ни Ксенофонт (а ведь они знали Сократа лично) ничего ни о какой второй жене Сократа не говорят, что, мягко выражаясь, странно. Они говорят только о всем известной Ксантиппе. Откуда же взялись разговоры о второй жене? Беру одно из последних исследований жизни Сократа - книгу Игоря Сурикова:
«Все знают, что Сократ был женат на Ксантиппе, имя которой стало хрестоматийным и нарицательным для сварливой женщины. Однако существует устойчивая традиция, представленная целым рядом авторов (Аристотель. Фр.93 Rose; Деметрий фалерский. Фр. F 45 Jacoby; Плутарх. Аристид. 27; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. II; Афиней. Пир Мудрецов. XIII 556 a), согласно которой у Сократа была и вторая жена, по имени Мирто, которую он взял в свой дом то ли для того, чтобы помочь ей в нужде, то ли выполняя какое-то постановление, поощрявшее граждан для улучшения ситуации с деторождением иметь двух жен сразу.
Все перечисленные источники согласны только в одном - в том, что Мирто принадлежала к семье Аристида Справедливого. В остальном же - полный разнобой. Она фигурирует то как дочь Аристида…, то как его внучка, то даже как правнучка. И женой Сократа она была не то до Ксантиппы, не то после, не то одновременно с ней… На наш взгляд, скорее можно считать, что по своему юридическому статусу Мирто была не официальной супругой Сократа, а его наложницей». (Игорь Суриков. «Сократ»).
Вот оно как - существует, оказывается, целая «устойчивая традиция». Внушительно звучит, а имена вызывают уважение. Что ж, я и решил обратиться к этой традиции, и посмотреть, что каждый конкретный автор (из наиболее доступных для прочтения) пишет на эту тему. Вот результат:
Диоген Лаэртский:
«По словам Аристотеля, женат он был дважды; первый раз - на Ксантиппе, от которой у него был сын Лампрокл, и во второй раз - на Мирто, дочери Аристида Справедливого, которую он взял без приданого и имел от нее сыновей Софрониска и Менексена. Другие говорят, что Мирто была его первой женой, а некоторые (в том числе Сатир и Иероним Родосский) - что он был женат на обеих сразу; по их словам, афиняне, желая возместить убыль населения, постановили, чтобы каждый гражданин мог жениться на одной женщине, а иметь детей также и от другой, - так поступил и Сократ».
Так, теперь почитаем Плутарха:
«Деметрий Фалерский, Иероним Родосский, музыкант Аристоксен и Аристотель (если только книгу "О благородстве" следует числить среди подлинно принадлежащих Аристотелю) утверждают, что Мирто, внучка Аристида, была замужем за философом Сократом, который, хотя и был женат, взял ее к себе в дом, когда она овдовела и впала в крайнюю нужду. Их мнение достаточно убедительно опровергает Панетий в сочинении о Сократе». (Плутарх. «Аристид и Катон»)
Наконец, почитаем еще и Афинея, для полноты картины:
«…можно было бы оспорить тех писателей, которые уверяют, будто у Сократа было две законные жены: Ксантиппа и Мирто, дочь Аристида, - не того, который Справедливый (это никак не возможно по времени), но его внука. Это и Каллисфен [J. 2 В 654], и Деметрий Фалерский [J. 2 В 972], и перипатетик Сатир, и Аристоксен; а навел их на эту мысль Аристотель в книге "О знатном рождении" [frag.93 Rose]. Однако так быть не могло, - разве что афиняне ввиду убыли граждан дозволили постановлением народного собрания заводить двух жен; тогда было бы понятно, почему об этом молчат сочинители комедий, так часто поминающие Сократа. Одно постановление, касающееся женщин, приводит в своей книге Иероним Родосский [frag.26 Hiller], и когда я достану эту книгу, то пришлю ее тебе. Тем не менее, Панетий Родосский решительно возражал тем, кто говорил про двух жен Сократа. (Афиней. «Пир мудрецов»).
В отношении всех этих источников стоит отметить три момента. Первое - все это пережевывание одной и той же жвачки. Второе - ни один из этих источников нельзя назвать источником в собственном смысле слова, это не те источники, из которых действительно можно почерпнуть информацию о возможной жене Сократа - некой таинственной Мирто. Третье - в рамках этой «устойчивой традиции», как мы видим, нет никакой устойчивости относительно признания существования второй жены Сократа. Самым полезным видится сообщение Афинея, потому что Афиней подсказывает нам мысль, которая и так напрашивается - все это дело начал Аристотель, либо тот, кого посчитали Аристотелем (то есть тут двойная сомнительность - с одной стороны непонятно, кто сказал, с другой - непонятно, на чем он основывался). Он что-то написал, а все остальные стали за ним либо повторять, либо еще как-то дополнять (отсюда еще и разноголосица мнений - видимость «углубления» тематики). Конечно, тут было бы интереснее всего добраться до этих самых слов, - если кто может указать, как именно они звучат - был бы весьма благодарен. Хотя скорее всего они звучат максимально просто, вроде как: «Была у Сократа и вторая жена - Мирто…», и далее - «по Диогену», раз уж он говорит «по Аристотелю». Но, что бы там ни сказал «Аристотель-не Аристотель», сам-то этот феномен - приумножение источников - уже достаточно ясно проявил себя. «Устойчивая традиция», о которой говорит Суриков, есть устойчивая традиция на разные лады переписывать одно и то же, создавая видимость умножения источников, более менее авторитетных, в зависимости от переписывающего. И дальше, обратившись к современным писателям («уж куда современнее»), можно проследить, как вся эта устойчивая традиция становится еще более устойчивой. Вот, некто Игорь Буккер «пишет»:
«Тут обращает на себя внимание еще один знаменательный и малоизвестный факт. Имя сократовой жены Ксантиппы давно стало нарицательным и хрестоматийным для обозначения сварливой женщины. Однако, существует другая устойчивая традиция, представленная целым рядом античных авторов (Аристотель, Деметрий Фалерский, Плутарх, Диоген Лаэртский, Афиней). Согласно ей, у Сократа была и вторая жена, по имени Мирто (с ударением на последнем слоге), которую он взял в свой дом то ли для того, чтобы помочь ей в нужде, то ли выполняя какое-то постановление, поощрявшее граждан для улучшения ситуации с деторождением иметь двух жен сразу. Тут целая разноголосица мнений. Мирто, по одним источникам была дочкой, а по другим - внучкой Аристида и даже его правнучкой. По одним источникам, женой Сократа она была до или после Ксантиппы, хотя некоторые утверждают, что одновременно с ней. Тогда получается, что Сократ содержал гарем или, по крайней мере, был двоеженцем. Его биограф Суриков полагает, что "по своему юридическому статусу Мирто была не официальной супругой Сократа, а его наложницей".
http://www.pravda.ru/society/fashion/14-06-2013/1161245-sokrat-0/ (Игорь Буккер. "Мистики: повивальное искусство Сократа").
Заметьте, теперь к ряду имен добавляется и сам Суриков (которого Буккер безбожно переписывает), теперь и он - часть устойчивой традиции (плюс Суриков еще и «расширил» круг вопросов - ан как Мирто была наложницей Сократа?). В этом смысле нахально-жульническое «переписывание» Буккера достаточно показательно - не так и сильно он «ушел» от других, разве что поленился написать «все то же самое» своими словами. Да, хорошая жвачка, сколько ее ни жуй, все не разжевывается. Наоборот, сколько ее ни жуй - все больше становится этой жвачки, и каждый жующий пережевывается последующим исследователем. И я ту жвачку жевал, кое что для себя уяснил и вам о том рассказал.