Вопрос совсем не праздный, ибо источники не сохранили точную дату этого величайшего акта всемирной истории. Год 988 г. летопись сообщает о крещении киевлян и этот год считается официальной датой крещения Руси. О дне крещения народа летопись вообще ничего не говорит. Историки обратили внимание на запись в рукописи XVI ст., которая сообщает, что во времена царствования в Византии Льва и Александра “крестися князь великий Володимер Киевский и вся Русь августа І. Но совместное царствование Льва VI Мудрого и Александра, сыновей Василия I Македонянина, было почти за столетие до времен Владимира, поэтому считают, что это известие правильно называет лишь день и месяц события.
Дело в том, что в месяцесловах, где указываются дни церковных праздников и откуда черпали данные древние авторы, отмечались события, которые праздновались ежегодно, поэтому, как правило, годы таких событий не назывались. Мы же не называем каждый раз год того или иного праздника, а порой даже не помним его. Однако крестилась ли на самом деле Русь 1 августа? Да и что понимать под выражением “крещение Руси”? Крещение всего народа? Киевлян? Князя?
И вот тут мы должны обратиться к нетрадиционным источникам. Имею в виду памятники средневекового искусства, на которые, как ни странно, до сих пор никто не обращал внимания, пытаясь ответить на вопрос, вынесенный в заголовок данной статьи. А ведь произведения искусства являются чрезвычайно ценными историческими источниками. Они не только содержат в себе утраченные письменностью факты, но и отражают менталитет людей средневековья.
И все же сначала хочу обратиться к письменным источникам, потому что они являются базой для любого исторического исследования. В отличие от летописцев, иностранные авторы позволяют датировать крещение Руси не 988, а 989 г. Как и летописи, эти источники связывают крещение со взятием Корсуня, византийского города-крепости в Крыму. Причем падение Корсуня связывается византийскими и арабскими авторами с напугавшими всех астрономическими феноменами, предвещавшими для Византии недоброе. Это были “огненные столбы” (северное сияние) и “хвостатая звезда” (комета Г аллея). Небесные явления случились, 7 апреля и 27 июля 989 г. Значит Корсунь был взят между этими датами и от них мы должны вести отсчет времени крещения Руси.
Обратимся к средневековой письменности к вопросу о том, что понимали тогда под крещением Руси. В древнерусских текстах оно рассматривается как деяние Владимира, как целая эпопея, кульминацией которой было личное обращение князя. Что касается принятия христианства подданными Владимира - оно трактуется лишь как результат его деяний. Это определено несколькими факторами. Во-первых, князь рассматривался как Божий избранник, призванный вести свой народ к спасению. Недаром источники называют Владимира “новым Моисеем”. Во-вторых, в средневековье государство отождествлялось с князем и его дружиной, которых тогда называли “вся Русь”, как в Западной Европе - “все Даны”, “народ фризов,”, “всe чехи” и т. п. Наконец, нужно обратить внимание на христианское восприятие акта крещения. Оно есть величайшее таинство, индивидуальный сакральный акт, поэтому массовое крещение киевлян не было, как нам кажется сегодня, коллективным священнодействием ” крещение Руси”. Да и сами киевляне составляли лишь небольшую часть населения страны. Недаром древнерусское искусство не знает сюжета “крещение Руси”, где бы фигурировали погруженные в воды Днепра или Почайны сразу все киевляне, а на берегу - князь со священнослужителями, которые торжественно-показательно крестят свой народ. Такой сюжет характерен для искусства нового времени с его совершенно иным мировосприятием.
А как же все было на самом деле? Крещение в ручьях и реках массы людей и одновременно каждого из них христианская церковь знает с апостольских времен и до наших дней - так крестят сегодня протестанты. Это таинство наглядно иллюстрирует сюжет “Крещение Христа в Иордане”, который был очень распространен в средневековом искусстве. Есть такой сюжет и в крещальне Киевской Софии. Христос в этой сцене стоит в водах реки, а Иоанн Предтеча, наклонившись с берега, возлагает правую руку на голову Христа, сверху в виде голубя изображен св. Дух который сходит от Бога-Отца на Сына. В раде случаев на берегу изображена группа неофитов, которые стоят отдельно от тел, кто еще только готовится к крещению.
В болгарской Менасиевой летописи XIV в. есть миниатюры “Крещение болгар” и “Крещение русов”. Обращение болгар в 865 г. трактуется здесь как крещение в купели князя Бориса-Михаила, рядом с купелью стоят его бояре. Крещение русое во времена императора Василия I Македонянина (867-886) подается как крещение в реке князя, видимо Аскольда, а также его дружины, причем те, кто крестились, стоят на правом берегу сзади епископа, крестящего неофита, а те, которые готовятся к таинству, остановились вдали на левом берегу. Ибо нельзя было стоять вместе христианам и язычникам. Нельзя было и крестить сразу всех вместе.
Точно так же происходило крещение киевлян при Владимире. Это было присоединение конкретных людей, а не всех сразу, к Вселенской Церкви. Но воспринималось ли это событие как крещение Руси? Ведь не киевляне были теми первыми неофитами, которые составили ядро новосозданной Русской Церкви. Такая церковь, существующая до наших дней, появилась тогда, когда крестились князья с дружиной, как тогда говорили - “вся Русь”. И чтобы определить день крещения Руси, нужно найти дату личного крещения Владимира.
Нужно вспомнить, что крещение князя было тесно связано с заключением русско-византийского династического союза, когда Владимир женился на сестре императора Василия II- Анне. Свадьба состоялась в Корсуне, о дате взятия которого мы уже знаем. Уточнить хронологию крещения Владимира помогают факты, еще никогда не привлекавшиеся историками. Речь идет о днях освящения двух наших древнейших храмов, рожденных эпохой христианизации, - Десятинной церкви и Киевской Софии. Разве не знаменательно, что их освятили фактически под одним числом - 11 и 12 мая? Если ее вспомнить, что освящение храма отождествляется теологами с крещением человека, а сам храм - с церковной организацией, с общиной верующих, можно прийти к выводу, что мы имеем точное указание даты крещения Владимира. Тем более, что на эти числа не выпадает ни один из крупных христианских праздников.
Вспомним и то, что крещение означает воскресение с Христом, который воскрес в ночь с субботы на воскресенье. А в 989 г. 11 и 12 мая пришлись именно на субботу и воскресенье. В эту ночь Владимир с дружиной приняли таинство крещения, изменившие судьбу целой страны. Как раз за месяц до этого, в ночь с 12 на 13 апреля, состоялась битва под византийским городом Авидосом, когда с помощью русского военного корпуса Василий II подавил мятеж узурпатора Варды Фоки. Чтобы заставить императора выполнить соглашение и прислать на Русь Анну, Владимир вскоре после этого взял Корсунь и по требованию князя сюда немедленно прибыла Анна.
Именно потому, что 12 мая открывается история Русский Церкви, алтарный “Святительский чин” Киевской Софии, представляющий нам Отцов Церкви, начинается образом Елифания Кипрского, память которого празднуется 12 мая. Вслед и Епифапием идет образ Климента Римского, мощи которого Владимир принес из Корсуня, положил в Десятинной церкви и они освятили сам акт крещения.
Итак, можем считать день 12 мая (25 мая по новому стилю) днем крещения Руси. Таким его считали наши пращуры. Удивительно, что эта дата совпадает с днями Киева и днями славянской письменности и культуры, которые празднуются в конце мая. Сами того не подозревая, мы ежегодно празднуем и священную для нас дату - крещение Руси. Но мы можем отмечать ее вполне осознанно, coeдинив эти праздники.
Надежда НИКИТЕНКО