В прошлом посте про хорошие российские фильмы упоминал фильм «Аманат», который удивил относительно высокой оценкой на Кинопоиске. Позже это упоминание я удалил. Дело в том, что я его раньше не смотрел и думал «Раз уж у него такие оценки, то наверное хороший фильм». Теперь я посмотрел. Вообще мне как учителю истории надо смотреть исторические фильмы, чтобы знать, можно ли их рекомендовать. Так вот, этот фильм я рекомендовать не могу.
Он посвящен исторической личности - сыну имама Шамиля Джамаллудину, который в 9-летнем возрасте оказался в заложниках у русских. Юность он провел в российских учебных заведениях и стал российским офицером. Но потом он был вынужден вернуться к отцу, который смог захватить достаточно знатных людей для обмена. Несколько лет он жил на своей малой родине, избегая участия в набегах своего отца и пытаясь убедить его жить в мире с российской властью. Незадолго до пленения Шамиля, Джамаллудин скончался от чахотки.
История в целом интересная и дает большой простор для драмы человека у которого было две малых родины. А в начале 20 века появились книги свидетельствующие об романтической истории любви Джамаллудина и Елизавет Олениной. Свидетельства сомнительны, но в свое время стали хорошо раскручены (я в первые услышал в каком-то историческом фильме, где данные слухи подавались как достоверные). И они тоже по-своему хороши для экранизации.
Когда я увидел афишу «Аманата» я сразу догадался о ком будет фильм и о чем. Я бы не стал смотреть, так как не очень люблю фильмы про «несчастную любовь». Но тут все-таки вроде исторический фильм, а значит - особый случай. Подкупали и высокие оценки на Кинопоиске, что для наших фильмов, относительная редкость.
В кинотеатре смотреть уже поздно, поэтому смотрел в Сети. Порадовало, что вначале авторы честно сказали, что это «по мотивам». Я бы сказал «по отдаленным мотивам».
Первая важная проблема - это историческая достоверность. Часто хотелось повторить знаменитую фразу «Не верю». И первый момент был когда герой отправляется в центральную Россию. Угадайте в какое время года он оказался в России? Зимой. Почему-то я подумал. что это художественный вымысел. Так и оказалось. Уж очень напоминает «развесистую клюкву».
Позже я узнал, что это была не первая вольность авторов. И пожалуй, самая безобидная. В конце концов она дала возможность показать характер мальчика. Остальные вольности более принципиальны. Например, будто он был единственный мусульмани в училище. А потому - одинокий. Но дальше - больше. Перечислять неточности - пересказывать ВЕСЬ фильм. Не вижу смысла, так как уже это сделано в сети более хорошими специалистами. Меня же покоробило, что даже моего поверхностного знания истории было достаточно, чтобы часто хвататься рукой за лицо.
Вторая проблема - халтура. Линии не доводятся до завершения, важные темы обсуждаются пунктирно, судьба некоторых персонажей до конца не раскрыта (при этом персонажи придуманные, так что прочесть про их судьбу вы не сможете). Впрочем, как фильм про любовь, кому-то и понравится, но мне кажется, в этой теме тоже видна халтура. Можно конечно сказать про любовь с первого взгляда, но мне кажется это слишком халтурно.
Но, пожалуй, главная проблема это идеологическая направленностью. У фильма три сценариста из которых два, судя по именам, с Кавказа. И видна их предвзятость. А в таком фильме хотелось бы увидеть относительную объективность, когда у обеих сторон видны и светлые и черные стороны.
Монтекки и Капулетти у Шекспира практические одинаковы, тут русские и горцы одинаково не выглядят. У русских - крепостное право и палочная дисциплина. У горцев - милая патриархальная жизнь. Самое грустное - отец приказывает сыну жениться. И взгляд на войну в основном горский. «Они (русские) не оставили нам выбора».
Самый яркий русский - выдуманный персонаж Даниила Страхова по фамилии Мамонов. Он ожидаемо оказался соперником главного героя в борьбе за сердце главной героини. И при этом наиболее объемный персонаж из русских (но из-за халтуры - противоречивый и не цельный). И получается противостояние плохого русского-крепостника и хорошего горца.
Самый натянутый момент это крепостное право. Главный герой считает, что именно оно мешает окончанию Кавказской войны, так как горцам оно не нравится. Эту мысль он говорит будущему императору Александру Николаевичу. И Александр Николаевич соглашается что крепостное право надо «отменить сверху».
И в финальных титрах говорится, что вскоре после смерти главного героя было отменено крепостное право, а затем закончилась Кавказская война.
Здесь правда только в одном. Кавказская война закончилась в 1864 году, через три года после отмены крепостного права, которое произошло в 1861 году. Но «после не значит вследствие». К тому же Шамиль был пленен в 1859 году, то есть раньше, чем началась Крестьянская реформа. Посыл авторов откровенно бредов уже потому, что на Кавказе процветала работорговля, с которой как раз и боролись российские власти. Так что Крепостное право никак не могло быть причиной войны. Скорее одной из ее причин была кавказская работорговля, и набеги совершаемые с целью добычи живого товара. То есть авторы перевернули все с ного на голову.
Ну ладно, если хотелось показать русских с нехорошей стороны можно было тему крепостничества развить. Но и про работорговлю не стоило забывать. «И вашим, и нашим». А тут негатив видент только у русских.
Кто-то называет это «толерантностью». По мне так это дискриминация.
И этот фильм спонсируют наши уважаемые фонды! А блогеры ведущие борьбу с русофобией молчат. На «Викинга», где был пиар за православие, когда-то набросились с огромным шумом. А тут их что-то неслышно.
Видимо - в летних отпусках.
Печально это все. В общем фильм ученикам рекомендовать не буду.
И у этого фильма высокие оценки на Кинопоиске учитывая низкие оценки хороших фильмов, Кинопоиск для меня .А КИ у этого фильма высокие оценки на Кинопоиск для меня теперь Анти-авторитет. У хороших фильмов там низкие оценки, а высокие получают те фильмы, которые их не заслуживают.
учитывая низкие оценки хороших фильмов, Кинопоиск для меня . учитывая низкие оценки хороших фильмов, Кинопоиск для меня.
P.s. Разбор фильма специалистом можно увидеть здесь.
https://ndelo.ru/novosti/naskolko-film-amanat-osnovan-na-realnyh-sobytiyah-recenziya-uchenogo-istorika